Особенности освещения общественных протестов и их характеристика в российских СМИ | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности освещения общественных протестов и их характеристика в российских СМИ

Ни жизнь человека, ни жизнь общества не представляется нам без протестов. В той или иной форме, в том или ином проявлении они присутствуют в человеческой жизни с раннего детства, с каждым годом находя новые формы своего проявления. В жизни общества протест — показатель гражданской сознательности населения.

За последний год произошло несколько значимых общественных протестов, вызвавших широкий резонанс как в России, так и в мировом сообществе. «Pussy Riot» — редкий случай в истории протестов, когда в одном явлении соединяются сразу несколько идейных направлений и, следовательно, задействованных сфер жизни. Группа, созданная в 2011 году, обозначила свои основные взгляды, которые распространялись сразу на несколько сфер жизни: политику, культуру, социум.

Провокационные акты, проведенные участницами (а также кульминация — так называемый «панк-мо- лебен») — вызвали беспрецедентный резонанс не только в стране, но и на мировой арене. Вторая протестная акция — против принятия закона Димы Яковлева, принявшая форму массовых шествий «Марша в защиту детей», переросших в стычки.

Упомянутые явления иллюстрируют два специфических состояния протестов: ограниченного состава и массового участия. Чтобы выявить специфику освещения обозначенных общественных явления, были исследованы с помощью качественно-количественного анализа ряд публикаций, соответствующих заданным параметрам. Общее число анализируемых текстов портала «Lenta.ru» и «Российская газета» — по 360 публикаций, разделенных на два временных блока: от первых упоминаний о явлении и до последнего сообщения в марте 2013 года.

Результаты исследования показали, что, несмотря на активную подачу акции «Pussy Riot» как религиозно-культурного протеста, СМИ выводят провокационные акции группы в политическую сферу, обозначая многие политические депривации участниц. С момента совершения акций и до момента ареста в материалах делается акцент в религиозной сфере (41%) на вине участниц.

В декабре ситуация меняется, и участницы группы, их действия причисляются к политической сфере (число упоминаний акта как религиозного нарушения уменьшается до 19%, в то время как политическая отнесенность возрастает с 13 до 23%). Что сопровождается активным комментированием ситуации представителями власти {45% исследованных материалов). Стоит отметить, что при освещении упомянутых протестных акций, СМИ используют основные методы манипулирования, формируя у реципиентов определенную картину ситуации, снабженную основными оценками и моральными стереотипами.

Так, устойчиво повторяются коннотативные суждения и характеристики в материалах о «Pussy Riot»: «напомним, что это антиклерикальное поведение девушек», «девицам, устроившим в храме балаган», «Pussy Riot» — на помойку!». При описании шествия в защиту детей частотны навязчивые упоминания в изданиях о неожиданной массовости шествий (34%). СМИ создают устойчивый «миф» данных протестных движений.

Массовые протесты — значимый показатель социально-политической напряженности, поэтому чтобы смягчить социально-политические волнения масс в провинции (вдали от мест проведения массовых акций), предотвратить повторение протестных явлений, формируется миф о неадекватности. «Привитые» СМИ общественному сознанию обработанные оценки и стереотипы таковы: «Pussy Riot» и все общественные движения, с ними связанные, — неадекватные проявления социально-политического протеста в девиантной форме.

Протест против закона Димы Яковлева — необоснованные, неожиданно массовые протесты, не имеющие фундаментальных оснований. При освещении протестных акций журналисты чаще всего используют манипулятивный метод многократного повторения.

А.О. Коваленко


Комментировать


+ 6 = пятнадцать

Яндекс.Метрика