Особенности системы образования в Финляндии. Политика выравнивания школьной системы образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Особенности системы образования в Финляндии. Политика выравнивания школьной системы образования

Жители Финляндии очень положительно относятся к школе, у нас существует давняя традиция повышать качество образования и снижать уровень контроля. Сейчас в Финляндии, в общем, уровень контроля системы образования ниже, чем в других странах Европы. Другой важный аспект – это идея равенства, равного доступа, равных возможностей для учащихся, а также равенства достижений. И это очень важный аспект образовательной политики в Финляндии, не только с точки зрения образовательного процесса, но и с точки зрения его финансирования.

Также особенностью Финляндии является высокий уровень доверия общества к школам и к учителям. Традиционно, и в прошлом, и сейчас, родители очень верят в ценность образования и очень ценят учителей, которые являются главным элементом системы образования. В данном случае, отношение общества к образованию имеет большое значение.

Сейчас Финляндия активно использует материалы международных исследований и участвует в них, будь то исследование компьютерной грамотности, PIRLS, TALIS и другие. Также проводятся специальные исследования по высшему образованию. Мы убеждены, что нельзя наказывать школы за плохую успеваемость. Наша главная идея – это понять причины низкой успеваемости в конкретной школе и за счет каких-то дополнительных средств помочь ей повысить показатели и решить проблемы. Для крупных городов это в первую очередь означает получение информации, возможность ее анализировать и эффективно применять результаты анализа. В 2003–2006 годах Финляндия была ведущей страной по всем показателям. У нас очень высокие средние показатели и один из самых низких показателей разрыва уровня знаний у различных групп обучающихся. ЙЕНИ ВАЛИЯРВИ Директор финского Института исследований образования Сейчас отклонения растут, средний уровень по сравнению с 2006 годом снизился, но показатели всё равно остаются достаточно высокими.

Конечно, для Финляндии это очень тревожная новость, потому что с 2003 по 2012 год число учащихся, которые не дотягивают до самого нижнего уровня, почти утроилось. Мы выделяем необходимые ресурсы и прилагаем усилия, чтобы переломить эту негативную тенденцию. В декабре 2016 года, когда будут опубликованы результаты новых исследований, мы узнаем, увенчались ли наши усилия успехом. У нас есть собственные национальные стандарты обучения и преподавания. Когда мы обсуждаем оценку образования, основное внимание мы уделяем учителям и тому, как они оценивают успеваемость своих учеников. Национальные стандарты ориентированы именно на такой вид оценки.

У нас нет каких-либо общих проверочных работ, централизованных школьных проверок. Они существовали почти сто лет, до середины 90-х годов, но сейчас никто об этой практике не вспоминает, все о ней благополучно забыли. Также важный аспект – это внутренняя оценка. Школы могут самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам, хотят ли они использовать какие-то учебники или нет, например.

Таким образом, внутренняя оценка – это важный принцип. На муниципальном уровне принимаются многие важные решения с точки зрения образования, муниципалитеты сами оценивают эффективность своих образовательных учреждений: как работает система образования, как работают школы. Конечно же, за всей этой системой стоят учителя. Выше уже было сказано, что в Финляндии сложилась давняя традиция доверительного отношения к учителям. Учителей очень ценят. Уже в 1970-е годы для учителей высшее педагогическое образование стало обязательным.

Сегодня учитель должен обладать как минимум магистерской степенью. В рамках педагогического образования мы делаем акцент на исследовательскую составляющую. В Финляндии профессия учителя востребована и пользуется большой популярностью. Также хотелось бы подчеркнуть ответственность учителя перед собственными учениками и их родителями и даже ответственность перед самим собой, которая связана с ответом на вопрос: «Хорошо ли ты делаешь свою работу?».

Международные исследования показывают, что система оценки в Финляндии очень сильно отличается от того, как оценивают работу учителей в других странах, ведется ли оценка по успеваемости учеников, по отзывам коллег, директора или руководства школы, или по внешним проверкам. Очень сильные различия наблюдаются, например, с Великобританией, Швецией и даже со средними показателями по ОЭСР. Хотелось бы упомянуть и о другом показателе, который связан с оценкой со стороны родителей.

Он связан с высокими ожиданиями родителей по отношению к школам. Однако в Финляндии этот показатель находится гораздо ниже, чем в других странах. 34 35 Сегодня для развития системы образования мы реформируем образовательные программы. С осени 2016 года в Финляндии действует новая образовательная программа, по которой обучение проходит с опорой на совместную работу учащихся. Международные исследования показывают, что нам необходимо активнее вовлекать учеников в учебный процесс, повышать их мотивацию.

Наши результаты показывают низкий уровень мотивации учащихся при достаточно высоком уровне успеваемости. Мы надеемся на улучшение показателей в этом отношении, что в итоге отразится и на успеваемости. Сейчас в Финляндии активно обсуждаются вопросы, связанные с университетским образованием учителей. Но при этом нам нужно делать еще больше для обеспечения постоянной переподготовки учителей, повышения их квалификации.

Это не так просто, поскольку этот вопрос находится в ведении муниципальных органов власти. В ситуации бюджетных ограничений возникает необходимость поиска средств для повышения квалификации учителей. Наиболее важная задача не только для системы образования, но и для всей страны в целом – сокращение количества учащихся с низким уровнем успеваемости. Эта проблема всегда стояла перед Финляндией.

Очень часто успеваемость среди девочек выше, чем среди мальчиков, и иногда кажется, что даже средняя успеваемость у мальчиков ниже, чем средний уровень по стране, и об этом говорят различные исследования. Также важно интегрировать мигрантов, которые попадают в нашу систему образования. Исследования показывают, что среди учащихся, которые приехали в Финляндию из других стран, успеваемость не очень высокая. И эта проблема требует решения.

Следующий аспект – внедрение новых технологий в образование. Эта задача приобрела гораздо большую актуальность, чем 20 лет назад, и мы были немного к этому не готовы. Также меняются ценности учащихся, меняется их мотивация, то, как они воспринимают важность образования для своего будущего и насколько они готовы активно учиться. То есть, меняются подходы учеников к образованию, всё больше школьников не осознают важность образования для своего будущего. Один из показателей говорит о том, что многие учащиеся прекращают свое обучение уже на уровне средней школы, что сулит большие проблемы с точки зрения трудоустройства.

ЙЕНИ ВАЛИЯРВИ Директор финского Института исследований образования


Комментировать


8 − = семь

Яндекс.Метрика