От постправды к хайпу: кризис объективности в современной журналистике | Знания, мысли, новости — radnews.ru


От постправды к хайпу: кризис объективности в современной журналистике

1

По версии Оксфордского словаря, словом 2016 г. стала «постправда» (post-truth) – «обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям»1 . Можно сказать, что в 2017 г. главным словом для российских журналистов стал американский жаргонизм «хайп» (hype), который чаще всего используется в значении шумихи, ажиотажа, массового обсуждения в медиасреде. Количество упоминаний этого слова в отечественных СМИ за неполный 2017 г. (с 01.01.2017 по 29.09.2017) по отношению к 2016 г. (с 01.01.2016 по 31.12.2016), по данным поисковой системы «Яндекс-Новости», выросло в 5 раз – 5942 случая.

Эти тенденции ярко отображают кризис традиционных ценностей журналистики, таких как объективность, достоверность, опора на факты, утрату имманентно присущей ей особой социальной роли. Корни проблемы заключены в изменении технической, культурной и сугубо профессиональной сторон деятельности журналиста.

Для проверки данной гипотезы было проведено анонимное интернет-анкетирование. В исследовании приняли участие 150 студентов учащихся на бакалавриате факультетов журналистики МГУ, СПбГУ, ТГУ, НГУ, АГУ, а также 150 практикующих журналистов из различных регионов России. Респондентам было предложено дать определение понятий «правда», «истина» и «факт» применительно к журналистской практике. Большинство трактовало факт как достоверную информацию о том, что произошло (274). Слово «факт» крайне редко упоминалось при объяснении, что такое «истина» (87) и «правда» (31), заменяясь более общим – «информация» (182). Прямое отношение к работе журналиста имеет «правда» (173), а «истина» – более широкое понятие (92), считают респонденты. При этом в ответах отмечалось, что оба понятия содержат личностный компонент, но напрямую слова «мнение» (56), «точка зрения» (79) и словосочетания «кто-то решил/определил/установил» (38) присутствовали только в трактовке истины. Дискуссия об обществе постправды основана на идеях философии постмодернизма, который утверждает, что истина относительна и каждый голос имеет значение, а получение верифицируемых, достоверных фактов невозможно. Слом классической рациональности стер рамки творческого постижения действительности журналистами и установил деструктивный для профессии принцип отражения реальности – «я так вижу».

Стремительное развитие информационных технологий, начавшееся в 90-х гг. прошлого века, поставило журналиста в постоянный цейтнот, породило его главных конкурентов – блогеров, а также определило характер коммуникации XXI в. – преобладание эмоциоцентрированной аргументации над рациональной и, как следствие, целеустановку на формирование мнения, а не знания [Степанов, 2006]. Так, качественный журналистский текст сегодня, по мнению респондентов, должен быть логично выстроенным (146), простым (56), понятным (75), объективным (133), актуальным (193) и интересным (41). Крайне редко упоминались такие свойства материалов СМИ, как достоверность (35), правдивость (16), честность (21), фактичность (12). Неклассическое естествознание на примере квантовой физики продемонстрировало, что теория может не объяснять четко механизмов явлений, содержать противоречия, включать различные интерпретации рассматриваемых феноменов, но при этом она оказывается действенна на практике. Приоритет прагматических целей превращает редакции СМИ в бизнес-структуры, а журналистов в контент-менеджеров, для которых главной задачей становится создание коммерчески успешного продукта, отвечающего требованиям редакционной политики, а в некоторых случаях – конкретного заказчика.

Как это реализуется на практике, показали результаты эксперимента. Респондентам для анализа была предложена модель ситуации из реальной журналистской практики: «Вы получаете редакционное задание: написать материал об открывшемся в вашем регионе крупном перинатальном центре – государственном медицинском учреждении. На месте вы видите новое пятиэтажное здание и работающих строителей. Пресс-служба центра сообщает, что на проектную мощность учреждение выйдет через пару месяцев, а пока открыта консультативная поликлиника. Медики показывают вам первый этаж учреждения, демонстрируют медицинское оборудование и палаты с больными.

Вам предлагается трое респондентов: главный врач центра, пациент и представитель регионального управления по здравоохранению. Нужно задать не менее трех вопросов». Как показали результаты исследования, большинство вопросов респондентов касались бюджета проекта (286), условий содержания пациентов (251) и оценки значения учреждения для региона (147). Что делают строители на уже сданном в эксплуатацию объекте (83), что находится на других этажах здания (52), можно ли туда попасть (38) и как в поликлинике могут на стационарном лечении находиться больные (21), интересовало опрашиваемых гораздо меньше. Последние четыре вопроса, как и ожидалось, задавали в основном практикующие журналисты (69), нежели студенты (36), однако их соотношение с общим количеством респондентов в соответствующей группе существенно мало. Это наглядно демонстрирует не столько невнимательное, сколько ремесленное отношение к работе, а иногда и практически механическое выполнение поставленных задач. Об объективном освещении темы в этих условиях не может идти и речи. В свою очередь журналист, сменивший или так и не усвоивший традиционные ценности профессии, лишается своего главного капитала – доверия аудитории.

Последнее исследование уровня индекса доверия к СМИ в странах Евросоюза показало его уменьшение по отношению ко всем каналам распространения информации, кроме радио1 . В Европейской федерации журналистов разрешение кризисной ситуации главным образом видят в повышении независимости изданий и личной ответственности журналиста, этической и моральной. Этими вопросами занимается деонтология журналистики – свод «правовых и этических норм, регулирующих профессиональное поведение журналиста, формирующих его профессиональное сознание и отношение к своим обязанностям, понимание долга и социальной ответственности» [Программы…, 2014. С. 96].

Стоит отметить, что в отечественных вузах как полноценная, самостоятельная дисциплина в программе подготовки журналистов она появляется лишь на уровне магистратуры. Сегодня в журналистике сложился кризис базовых ценностей профессии, которые ранее сдерживали бурную фантазию авторов.

Культурная конъюнктура общества оправдывает маркетинговые стратегии редакций, ежедневно ведущих борьбу за существование в бурлящей медиасреде. Постправда – это не ошибка профессионалов, забывших об объективности и фактчекинге, напротив, это творение ремесленников, остро ощущающих современные тенденции.

Литература Степанов В. Н. Этика массовой коммуникации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Матер. межвузовской науч.-практ. конф. СПб., 2006. С. 290–296. Программы учебных дисциплин по направлению «Журналистика». Магистратура / Сост. Ю. Ю. Никулина. М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. 167 с.

Андрей Викторович Козлов


Комментировать


8 − = семь

Яндекс.Метрика