О вкусах не спорят: реалии современного искусства | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О вкусах не спорят: реалии современного искусства

Испокон веков искусство являлось неотъемлемой частью жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Оно, словно живое существо, развивалось и менялось, стремясь соответствовать условиям времени.

Широкое распространение сегодня получило то, что кардинальным образом отличается от всего того, что было в прошлом. Этому явлению дали название «современное искусство». Между деятелями искусства стали возникать противоречия, касающиеся смысла искусства и способов его выражения. Что такое искусство в целом? Как раскрыть свою индивидуальность в нем? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем».

Так в чем же особенность современного искусства XXI века? Актуально ли оно для сегодняшнего общества? С какими проблемами оно сталкивается? Имеет ли оно силы на жизнь? Все эти аспекты будут рассмотрены в приведенной статье. Под «современным искусством» понимается совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Термин «современное искусство» обозначает передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего, связанное с искусством авангарда или же шире − с модернизмом, однако представляющее собой новый виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели.

Оно включает в себя все больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком собственного тела и своего места в мире. Тематический спектр современного искусства безгранично широк: от реакции на любые проявления человеческой деятельности до реакции на деятельность других биологических организмов, а также роботов, а не только на эпатажные и провокационные действия, как принято считать [4]. Можно выделить следующие ключевые элементы основных направлений современного искусства: художественные творения красками, как реалистичные, так и не очень; снимки, сделанные с помощью зеркального фотоаппарата, часто с их последующими видоизменениями; различные типы визуализации: посредством проекторов, лампочек, лазеров; «нагромождение» в форме, имеющей некий прототип; исполнение собой на публике; создание проектов зданий, в большинстве случаев с намеренным желанием разорвать привычные шаблоны [2].

В наше время особую популярность имеет современное искусство, кардинально отличающееся от того что было раньше. Другими словами: чем непонятнее, тем лучше. И, по причине этого, далеко не все понимают и принимают произведения современных «творцов». Исходя из утверждений экспертов, одной из главных проблем современного искусства является его удивительная элитарность и институциональность.

Проще говоря, для того, чтобы добиться славы, современному художнику необходимо получить признание среди узкого круга специалистов, среди так называемых «лидеров мнений». Причиной этому специалисты называют позиционирование объекта в качестве предмета искусства, и отношение к этому объекту не может быть однозначным, так как восприятие по большей части идет через органы чувств. Именно из-за этого возникает такая необходимость в признании объекта в особом мире критиков и арт-экспертов.

Вместе с тем, основная проблема современного искусства заключается еще и в его непонимании большей частью общества. Некоторые называют попытки современных художников «выдать» самый обычный, а то и вызывающий отвращение предмет за искусство «упражнениями вокруг пустоты». То есть по большей части, мнение о современном искусстве складывается, как о попытке удивить публику, и, в то же время, сделать это так, чтобы твое произведение не считалось абсурдом.

«Век репродукций» или же непрямой контакт с художественным произведением также можно отнести к проблемам, с которыми сталкиваются «творцы» современного искусства. Информация уже давно поглотила человечество, и ее неограниченный доступ приводит к тому, что люди совсем не спешат посещать выставки не только современных художников, но и представителей «классической» живописи или скульптуры. Однако без личного контакта с произведением искусства невозможно испытать все те ощущения, которые человек испытывает при непосредственном знакомстве с ним.

Современное искусство чрезвычайно сложно и многообразно. Дело усложняется еще и тем, что каждый замкнутый в себе жанр сам по себе весьма эклектичен, то есть очень размытый. Трудность заключается в том, что теперь, рассматривая тот или иной предмет современного искусства, нельзя его точно отнести к какому-то отдельному жанру. Происходит это из-за того, что теперь каждый художник, каждый музыкант, каждый режиссер – это отдельный индивидуальный жанр. Все творят на стыке множества жанров, и нет никакой возможности отнести свое творение к конкретному жанру современного искусства. Отсюда и представляется, что интерпретировать его очень и очень сложно [3]. Необходимо отметить и ту особенность, что искусство современности развито крайне неравномерно.

Так, например, активно развивается музыкальное и кинематографическое направления, фотография, и, безусловно, живопись. А вот литература развивается очень медленно. Это обусловлено тем, что первые из перечисленных направлений искусства характеризуются чрезвычайной эмоциональностью. Современному человеку очень сложно сконцентрироваться, собраться в одну точку, что необходимо, например, для написания или чтения серьезного романа.

Музыка, мгновенная фотография, рисунок, фильм − все это как нельзя лучше подходит к способности современного человека воспринимать. Нельзя утверждать, что наше сознание стало «клиповым».

Необходимо помнить, что песня или фильм – это законченное произведение искусства, которое мы воспринимаем целостным и ни в коем случае не клиповым образом. Но изменилось количество времени, которое мы можем уделить тому или иному произведению. Отсюда изменилась и форма этого произведения – оно стало более сжатым, точным, эпатажным [1].

Подводя итог, можно сказать, что главная проблема современного искусства состоит в его идентификации как искусства в целом. Часто приходится сталкиваться с отсутствием каких-либо ориентиров, с которыми можно соотносить творчество современных авторов. Так сказать, соотносить с теми ориентирами, к которым привыкло современное общество.

С классикой современное искусство вообще нельзя сравнивать, потому что точек пересечения старого и нового практически не найти. Существует либо повторение уже созданного ранее, либо создание чего-то совсем нового, ни на что вообще не похожего. Классика как бы стоит в стороне: не ее технические приемы, а смыслы и идеи, вкладываемые в то или иное произведение. Поэтому современные творения искусства забрасываются в пустоту, где нет ориентиров, а лишь свобода мысли, слова и выражения, а также другие такие же заброшенные индивидуальные творения.

Однако, современное искусство, несмотря ни на что, имеет силы на жизнь, потому что любое произведение искусства сначала проходит стадию отрицания, ведь особенность человеческого мышления такова, что новое всегда воспринимается с трудом, или же не воспринимается вообще. И лишь со временем к людям приходит осознание и понимание произведений искусства, существующих на данный момент времени. Вопреки всем проблемам, искусство, как и театр, будет существовать, пока существует и мыслит человек. Ведь у каждого из нас есть потребность в искусстве как в эстетически идеальном типе человеческой деятельности. Кроме того, среди огромного количества представителей современного искусства, просто ищущих славы и богатства, попадаются и настоящие творцы, чьи произведения достойны уважения и восхищения.

Список использованных источников:

1. Бонами Ф. Я тоже так могу! Почему современное искусство все- таки искусство. М.: V-A-C press, 2013. – 208 с. 2. Грейсон П. Потому что это – современное искусство! М.: Эксмо, 2017. – 152 с. 3. Торнтон С. Семь дней в искусстве. СПб.: Азбука-Аттикус, 2014. – 366 с. 4. Хук Ф. Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я. СПб.: Азбука, 2016. – 416 с.

©Грачева И.Д., Комлева О.А., Щукина П.О.


Комментировать


пять − = 2

Яндекс.Метрика