О художественности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О художественности

О критике

О художественности

Художественность в широком смысле слова — основная особенность искусства, неразрывно связанная с его образной природой. На первый взгляд может показаться, что говорить о художественности — значит говорить о литературе вообще, обо всем сразу и ни о чем в особенности. Но это не так. Если рассмотреть, каким образом и в силу каких причин художественность исторически возникла как необходимый результат и неотъемлемое качество образного мышления, то можно отдифференцировать это качество искусства от образной специфики, а затем и увидеть, как в нем находит выражение эстетическая ценность произведения, его общественная значимость.

Существующие определения зачастую неудовлетворительны и недостаточны потому, что они не отражают сложной динамической совокупности моментов, вне которых творческий замысел остается нереализованным. Авторы существующих на эту тему работ обычно не видят всей сложности вопроса и пытаются определить предмет исследования не как целостное качество, а лишь как сумму различных признаков. Возникает механическое нанизывание разных свойств вместе, а также неопределенность и незаконченность перечня, когда к названным всегда могут быть прибавлены новые черты, в том или ином отношении весьма существенные. В связи с художественностью обычно говорят о правде жизни, об идейности, о народности и партийности искусства, об актуальности и современности, о типическом характере, положительном герое, широте и глубине проникновения в действительность, о выявлении существенного и закономерного, о соотношении общего и индивидуального, рационального и эмоционального в образе, о наглядности картин, простоте, пластичности, яркости языка и т. д. и т. п.

На различных исторических этапах, как известно, нормативные эстетики выдвигали подчас взаимоисключающие требования. Столь же неплодотворна и обратная крайность — нахождение художественности в «чистом виде» путем последовательного исключения: художественность это то, что остается в произведении помимо идейности, помимо народности, эстетического идеала, типического и т. д. Художественность не может рассматриваться по самой своей природе как сумма обособленных качеств образного мышления, но еще меньше оснований сводить ее к проблеме писательского мастерства, понимаемого как способность находить максимально удачную художественную форму для уже имеющегося в наличии содержания.

Вместе с тем было бы неверно выводить критерий художественности из соотнесения изучаемого произведения с непревзойденными образцами искусства, употребляемыми в качестве эталонов. Вряд ли вообще можно объяснить секрет художественности путем нахождения общего для всех значительных произведений искусства. Такое отвлечение от бесконечно разнообразных и внутренне разнородных явлений породит лишь бессодержательные схоластические категории. Задача состоит в том, чтобы найти общее основание для определения художественности в самой природе искусства, выявить собственный предмет изучаемой проблемы и, исходя из этого, наметить разветвленную систему критериев.

С этой целыо прежде всего необходимо определить первооснову изучаемого явления, специфическое для него противоречие и подойти к пониманию исторического самодвижения данного явления, найти его внутреннюю логику и объективную закономерность. Путем изучения действительного развития объекта исследования только и можно постичь художественную природу образного мышления. Причем базисом научного определения становится осмысление того, чем было такое-то явление и чем оно стало.


Комментировать


+ 1 = три

Яндекс.Метрика