Павел Михайлович Голубицкий — основоположник отечественной телефонии | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Павел Михайлович Голубицкий — основоположник отечественной телефонии

Основоположник отечественной телефонии, талантливый изобретатель Павел Михайлович Голубицкий (1845—1911)

Основоположник отечественной телефонии, талантливый изобретатель Павел Михайлович Голубицкий (1845—1911)

Основоположник отечественной телефонии, талантливый изобретатель Павел Михайлович Голубицкий (1845—1911) был владельцем родового имения Почуево под Тарусой. И почти 35 лет служил в Тарусе обыкновенным государственным чиновником. С конца 1875 года избран участковым мировым судьей, а с 1890 по 1909 год был земским начальником 1-го участка Тарусского уезда — работа нелегкая, ему были подведомственны 4 волости, 83 села и деревни, и в год через него проходило до 400 дел. Он не мог отказаться от этой работы, так как других средств к существованию в семье не было.

Имя свое Голубицкий увековечил благодаря телефонии, но ей он мог посвящать только личное время, и она стала для него всего лишь увлечением. В своем имении Почуево Павел Михайлович создал первую в России телефонную мастерскую, а по сути — завод с исследовательской лабораторией и богатой библиотекой. Эта знаменитая мастерская в последующем имела определенную экономическую самостоятельность и даже свой фирменный бланк. Был и личный фирменный бланк: «Павел Михайлович Голубицкий — изобретатель телефонов».

Мастерская площадью 10—12 кв. м с оборудованием на 2 тысячи рублей располагалась в 15 м от господского дома. В ней работали четыре человека. В этой мастерской было изготовлено более 100 аппаратов. Губительным для мастерской стал выход в свет Правительственной телефонной регалии, запрещающей телефонизацию объектов частными лицами, после чего заказы на телефонную технику прекратились. С 1888 года в мастерской изготавливают сельскохозяйственные орудия, инвентарь. Делались дешевые малогабаритные плужки, сеялки для крестьянских хозяйств. А еще производили ремонт охотничьих ружей.

К этому времени имя изобретателя и качество его телефонной техники были широко известны во всем мире. В Почуево приехал иностранец — англичанин и предложил Голубицкому продать его мастерскую и всю документацию. Павел Михайлович был бедным помещиком, телефония приносила только убытки, поэтому его имение было в постоянном залоге. Но англичанин получил отказ и удалился, пригрозив, что Голубицкий еще горько пожалеет об этом. 16 (28) марта 1892 года мастерская была подожжена и сгорела дотла. Одновременно с пожаром исчез работавший в мастерской старший мастер Василий Ильич Блинов. Исчез, прихватив с собой чертежи. Возможно, его подкупил побывавший в Почуеве англичанин. К счастью, господский дом уцелел, и в нем сохранились несколько готовых телефонных аппаратов, а также техническая документация по патентам и новым разработкам — ценнейший материал! Но его судьба, к сожалению, трагична…

Вклад Голубицкого в развитие всемирной телефонной техники огромен: около десяти патентов — российских, немецких, французских; телефонизация ряда русских городов, в том числе Калуги в 1885 году, телефонизация железных дорог, участие в российских и зарубежных выставках, на одной из которых он был награжден золотой медалью. «Телефоны Ваши поистине прекрасно действуют, они совершенно равны по действию лучшим, которые я употребляю», — писал Голубицкому английский физик Присс, главный инженер Лондонского телеграфа.

Голубицкий устроил в Тарусе испытательную телефонную линию в одну версту. Затем соединил телефоном Почуево с Тарусой. Всесторонне исследовав телефон американца А. Белла, признанного изобретателя телефона, Голубицкий в 1882 году создает одно из самых значительных своих изобретений — многополюсный телефон, который используется до сегодняшнего дня. Он предложил несколько вариантов двух- и четырехполюсных телефонов, намного более эффективных, чем у иностранных конкурентов.

Одним из слабых мест телефонов того времени был микрофон, и Голубицкий изобретает микрофон с гребенчатым расположением углей, микрофон с угольным порошком. Телефонная трубка, объединяющая телефон с микрофоном, а также рычаг переключения аппарата с вызова на разговор — тоже его изобретение.

Вершиной творчества ученого стало изобретение системы центральной батареи для питания абонентских аппаратов, без которой немыслимы современные телефонные сети.

Изобретения Голубицкого опередили свой век и до сих пор используются в телефонии. Многие предложения по внедрению телефонной техники (а позже и сельхозтехники) не нашли поддержки ни на уровне губернии, ни в правительственных кругах России, отдававших предпочтение иностранным фирмам…

Большое внимание уделял Голубицкий культурно-просветительной деятельности. Он сумел организовать при земских и церковно-приходских школах уезда шестнадцать библиотек. На свои личные средства? а также с помощью пожертвователей закупил в Москве и Петербурге большое количество книг — художественных, по садоводству, пчеловодству, удобрению почв, животноводству и даже на тему «Как устроить общество трезвости».

Павел Михайлович приобрел «волшебный фонарь», с помощью которого отвлекал население от «зеленого змея» — устраивал вечера, собиравшие до 200 человек, с чтением лекций по искусству, религии и показом картин современных русских художников. Обучал крестьянских детей слесарному и столярному делу и не раз обращался к властям за разрешением создать в своем имении на основе его мастерской ремесленное училище. Земское собрание выразило Голубицкому «полное сочувствие благому и полезному делу»… и этим ограничилось.

Павел Михайлович был знаком с Софьей Васильевной Ковалевской, Василием Дмитриевичем Поленовым, Константином Эдуардовичем Циолковским. Оказывал им существенную поддержку. Известно, что Голубицкий помог мужу Ковалевской займом в 4 тысячи рублей для его издательских дел. Ездил в Боровск к Циолковскому, когда тот еще служил учителем, и ужаснулся его бедности. Потом неоднократно посещал его в Калуге и опубликовал две статьи в «Калужских губернских ведомостях» с призывом о помощи изобретателю — «пророку в родном Отечестве».

В. Д. Поленов в письме к друзьям сообщал, что Голубицкий помогал ему строить дом в Борке. В свою очередь, Василий Дмитриевич дал ученому несколько уроков живописи, и Павел Михайлович стал писать картины с натуры. К сожалению, его работы до нас не дошли, зато сохранились некоторые из его стихов.

Дружил П. М. Голубицкий и с князем С. Д. Горчаковым, потомственным владельцем сел Барятино и Роща, земским начальником 2-го участка Тарусского уезда. Князь даже замещал друга в случае его отсутствия. Голубицкий получал жалованье 2200 рублей в год с учетом разъездных и харчевых. При отправке его в отставку Калужская губерния и лично С. Д. Горчаков, ставший к тому времени губернатором, ходатайствовали о назначении ему пенсии — 1600 рублей в год. Но Правительствующий сенат уволил его приказом № 72 от 19 октября 1909 года с пенсией 800 рублей в год. Голубицкому не зачли в трудовой стаж его службу почетным мировым судьей, мировым посредником и кандидатом в предводители дворянства Тарусы, а о его заслугах в телефонии даже не вспомнили.

Несколько слов о судьбе архива Павла Михайловича Голубицкого. В 1891 году Павел Михайлович вступил во второй брак с Марией Эварестовной Целина-Иодко. От этого брака родилось четверо детей: Эварест, Мария, Михаил и Павел. Эварест и Михаил утонули в реке.

В 1901 году Голубицкие переезжают на жительство в село Салтыково Тарусского уезда в имение жены. Здесь Голубицкий продолжал заниматься телефонией, но, к сожалению, результатов этой деятельности мы не знаем. Жена постоянно ругала его за то, что «он весь дом опутал проводами, а хозяйством не занимается».

После смерти изобретателя вдова продала имение и переехала с детьми в город Серпухов в дом купчихи Кандыриной по улице Калужской, недалеко от тюрьмы. Документы и аппараты изобретателя были тщательно упакованы и взяты с собой. При этом Мария Эварестовна сказала: «С этим мы не пропадем».

В 1924 году Голубицкая скончалась, и обладателем архива стала Мария Павловна, человек большой души, образованный, но наивный и непрактичный. Дочь понимала значимость архива отца, поскольку во многих направлениях телефонии он был первым не только в России, но и во всем мире. Отец неоднократно говорил: «Детки, ведь я был первым, первым… А хвалят иностранцев. Воровством первыми стали».

Мария Павловна решила преподнести весь архив отца государству и обратилась в Серпуховской историко-художественный музей. Но услышала в ответ: «Не стоит поднимать пыль хлама не нужного теперь» (из письма Марии Павловны краеведу Н. М. Маслову от 7 января 1955 года). Обескураженная таким ответом, Мария Павловна заколотила документы отца в ящик вместе с телефонными аппаратами, поставила в сарай во дворе дома по улице Вокзальной, где она проживала.

Когда же через некоторое время заглянула туда, то ящик был пуст, рядом валялись только телефонные аппараты ее отца. Эти аппараты она впоследствии продала технику К. Я. Милевскому, и они сгорели в бараке близ Серпухова, когда во время войны немцы подожгли жилье, загнав жителей в сарай.

Часть архива, в основном уже семейного, Мария Павловна оставила на хранение у своей подруги Волокитиной (Беляевой) Ольги Георгиевны в том же доме по улице Вокзальной (сейчас Ворошилова). Хранить архив при себе она не могла, так как сменила несколько мест жительства и в итоге, тяжело больная, попала в инвалидный дом на станции Куровская.

Дочь изобретателя в последней ее обители разыскал калужский краевед Н. М. Маслов. Ею и архивом ее отца заинтересовался Политехнический музей в Москве, непосредственно А. В. Яроцкий. И в треугольнике Мария Павловна — Н. М, Маслов — А. В. Яроцкий завязалась активная переписка, главной целью которой было найти архив. Правда, переписка иногда задерживалась на несколько месяцев из-за отсутствия у Марии Павловны денег на почтовую марку. Но она все же побывала в Серпухове у О. Г. Беляевой и пыталась получить от нее документы отца, но тщетно. Под различными предлогами, даже с уклончивыми любезностями, ей постоянно отказывали. Вполне возможно, ценные бумаги были проданы. В итоге в 1954 году к Беляевой прибыли представители Политехнического музея с Марией Павловной, но нашли лишь несколько семейных фотографий. Архив в Серпухове исчез уже вторично.

Потомки помнят Павла Михайловича Голубицкого. Недавно вблизи места его захоронения у деревни Юрятино на берегу реки Протва установлен памятный крест. В Тарусе его именем названа улица, на здании почты установлена мемориальная доска: «Павел Михайлович Голубицкий, изобретатель в области телефонии, жил и работал в Тарусе и уезде в 1876 — 1911 гг.». Администрация Тарусы учредила и ежегодно вручает грант изобретателя студентам вузов. В октябре 2001 года Законодательным собранием Калужской области Павлу Михайловичу Голубицкому присвоено звание «Почетный гражданин Калужской области». Телевидением города Калуги и города Протвино о нем снято четыре документально-публицистических фильма. Но многочисленные попытки создать музей П. М. Голубицкого в городе Таруса, к сожалению, не дают результата. А материал собран огромный, в том числе и мемориальные вещи…

В.В. Щербаков


Комментировать


9 − = семь

Яндекс.Метрика