Переход от профессиональной к гражданской журналистике (на примере видеоблогинга) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Переход от профессиональной к гражданской журналистике (на примере видеоблогинга)

1

В исследовании рассмотрено развитие работы медиаспециалиста с переменой формата от профессиональной журналистики к блогу. Использованы труды: Т. О’Рейли, Д. Доминго, А. Хейнонена, И. М. Дзялошинского, О. Г. Филатовой, А. Платова, Л. Браславца, посвящённые формам гражданской журналистики.

В исследовании рассмотрен видеоблог Антона Логвинова, с 2004 года работавшего редактором «Видеомании», приложения к журналу «Игромания». В 2012 Логвинов ушёл из редакции и основал личный YouTube-канал. На момент написания работы число подписчиков Антона равнялось 553 тысячам (май 2017), в данный момент (январь 2018) — 594 тысячи. Задача исследования — рассмотреть, как изменилась специфика работы профессионального журналиста с переходом на формат гражданской журналистики. Использован метод случайной выборки, детально разобраны три выпуска «Видеомании»: рубрики, заголовки, количество и хронометраж роликов. Также проанализированы все 66 видеороликов на канале Логвинова за 2016 год.

Мы сравнили результаты и выявили динамику в работе журналиста. «Что нравится — то и делаю» Блогер сам выбирает тему материала, и за его спиной нет редакции со своим профилем. Он сам решает, придерживаться намеченной сферы деятельности или нет. Свободно рассказывает про видеоигры, iPhone 7 и про последние фильмы в широком прокате. Принцип работы Логвинова можно сформулировать так: «что нравится — то и делаю». Однако качество работы в некоторых случаях снижается. «Сам себе редактор» Гражданский журналист не обязан соблюдать жёсткие, исторически сложившиеся журналистские стандарты. Показательны заголовки материалов, которые ближе к жёлтой прессе, а не к серьёзной аналитической журналистике. Авторы «Игромании» подходили к заголовочному комплексу талантливей.

А сам Антон играет с аудиторией, использует заглавные буквы и мемы. С другой стороны, заголовки сближают журналиста с аудиторией. «Един с аудиторией» На примере творчества Логвинова легко аргументировать один из тезисов книги И. М. Дзялошинского «Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям». Блогер участвует в жизни сво-ей аудитории: рассказывает о впечатлениях от фильмов, о последних мероприятиях, в которых принимал участие. Он не эксперт, который советует и направляет — он ещё один человек из сети, который выпускает качественный продукт и рассказывает о своей жизни.

Однако нельзя сказать, что работа журналиста полностью изменилась. Во-первых, сохранился формат видео. Антон выпускает ролики тех же жанров: обзоры новых видеоигр, превью, репортажи с различных выставок и обзоры коллекционных изданий. Вовторых, блогер готовит максимум оригинального и эксклюзивного контента. В 2011 году в «Видеомании» появились рубрики «Во что мы играли 5, 10, 15, 20 лет назад» и «Этот месяц в истории». В 2016 году Антон продолжает выпускать ролики об истории знаменитых видеоигровых франчайзов. Например, «Final Fantasy XV и краткая история великой серии. Все, что нужно знать. 10 лет в разработке».

Антон продолжает объяснять феномен видеоигр в ретроспективном формате. Очевидно, это — тема, о которой блогеру интересно рассказывать, и не имеет значение, для какой площадки готовить материалы: для журнала или для собственного блога. Можно констатировать: с переходом в гражданскую журналистику специалист сохраняет общее видение работы и приобретает свободу делать так, как хочется, игнорировать стандарты и быть на одном уровне с аудиторией. Не советовать, а рассказывать, делиться опытом.

Д. К. Лисовский


Комментировать


восемь × 3 =

Яндекс.Метрика