Переход печатных СМИ в интернет-пространство | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Переход печатных СМИ в интернет-пространство

В XXI веке – веке технического прогресса – наряду с прессой, радиовещанием и телевидением большую популярность начинает приобретать сеть Интернет. По своим возможностям сеть Интернет превосходит традиционные СМИ двадцатичасовой оперативностью, наглядностью и доступностью [3, с. 147]. Так, еще в 1980-х появился термин мультимедиатизации СМИ, но тогда это понятие обозначало соединение капиталов всевозможных видов СМИ, а не преобразование сути СМИ в сторону мультимедиа содержания. То есть происходило слияние капитала СМИ и собственности традиционных средств массовой информации со сферой индустрии культуры (киноиндустрия, книжное дело, звукозаписывающие компании) и телекоммуникаций (операторы кабельной, спутниковой и позже – мобильной связи). Это можно считать первым этапом мультимедиатизации.

На втором этапе мультимедиатизации начинается взаимопроникновение наполнения одних видов СМИ в другие. Радиосериалы начали вытесняться телевизионными («мыльными операми»). Следует отметить, что процесс становится массовым все в те же 1980-е годы. Постепенно начинают появляться элементы визуализации в печатных СМИ, которые переходят на цветной формат.

В Европе набирают популярность иллюстрированные еженедельники (например, журналы «Paris-Match» – французский журнал новостей, «Life» – юмористический американский журнал). Середину 1990-х гг. можно назвать третьим этапом мультимедиатизации, который охарактеризован появлением Интернет-сайтов традиционных СМИ, а также появлением типизированных Интернет-СМИ.

Благодаря Интернет-пространству появилась возможность объединять визуальные, текстовые и аудиовизуальные элементы. Первоначально Интернет-версии традиционных СМИ были точной копией бумажного экземпляра, но позже появляются истинно мультимедийные СМИ, позволяющее пользователю получать новую информацию вместо повторов телевизионных передач и текстов.

Переход в Сеть позволил традиционным СМИ использовать новые технологические и коммуникативные возможности. Так, появилась возможность взглянуть на контент по-другому, увеличилась циркуляция информации. Печатное издание претерпевает изменения в верстке с полным сохранением журналистских текстов, в логике построения номера и в направлении всего выпуска, а не отдельных его частей (текстов, рубрик).

Таким образом, при переходе прессы из печатной версии в электронную происходят два обязательных изменения:  типологическое: издание меняется, это не печатная продукция, появляются новые коммуникативные функции (обсуждения на форумах и в блогах, обратная связь с читателем);  технологическое: встает необходимость использования специального оборудования (планшет, смартфон) для чтения электронной версии и получения минимальных навыков использования сетевых ресурсов. Следуя современным тенденциям радиовещание и телевидение тоже переходят в сеть Интернет.

Электронная версия отличается навигацией, как и любое другое сетевое СМИ. Поэтому нельзя говорить, что содержание в сравнении с традиционными каналами вещания будет претерпевать кардинальные изменения. Помимо традиционных средств массовой информации в сеть Интернет переходят и информационные агентства, которые считаются самыми оперативными источниками информации.

Так, в первую очередь информацию о каком-либо чрезвычайном происшествии аудитория находит в Интернете – в ленте новостей, и только после этого обращается к сообщениям традиционных каналов. Из этого следует, что при создании газетой, журналом, радиоили телеканалом сетевого аналога в результате появляется не копия, а иная версия СМИ, которая может выглядеть как контент печатного номера. Но это лишь один из множества вариантов. Поэтому при переходе в Интернет получившаяся версия разнится с первоначальной не только по виду и типу издания, но и по социальнокоммуникативным свойствам [1, с. 44]. Интернет-версия СМИ отличается от ее традиционного вида и формы.

Она имеет свои индивидуальные характеристики:  больший поток информации благодаря интерактивным возможностям сети Интернет;  изменение шрифта и формата, которое особенно важно для людей с проблемами со зрением;  управление вниманием целевой аудитории, доступная информация об издании, выходные данные, поиск;  оперативное и постоянное обновление ленты новостей. Интернет-версия как тип издания может иметь ряд следующих признаков [4, с. 20]:  учредитель и издатель остаются теми же, как и у традиционного СМИ;  прирост аудитории за счет распространения и молодежного сегмента;  авторов работ в электронной версии может быть меньше, чем в традиционном аналоге, но связь между автором и читателем больше за счет наличия интерактива, обсуждений, комментариев и возможности отправления писем;  целью сетевой версии издания является расширение аудитории;  объем и тираж не имеют значения;  содержание, т.е. наполнение непосредственно медийными материалами, а также письмами и отзывами читателей, гиперссылками, рекламой, справочной информацией.

Так, интернет-версия СМИ обращается к индивиду, а традиционная продукция к сообществу. Отсюда возросшая популярность таких социальный ресурсов, как «LiveJournal», «Medium.com», «Blog.ru». Регистрация в них открывает читателю доступ к определенным статьям и изданиям, т.е. производится своеобразный отбор источников информации для пользователей сообществ. В современном обществе все чаще можно услышать высказывания о том, что отечественные печатные издания могут полностью исчезнуть, перейдя в Интернет. Но этот вопрос является спорным поскольку:  не во всех регионах России можно использовать Интернет, как правило, в проблемы с Интернет-пространством испытывают жители отдаленных территорий;  работа с интернет-версиями требует определенных навыков, которые готов освоить далеко не каждый. Именно поэтому предвещать конец печатной периодике пока не стоит. Сегодня идет процесс освоения новых возможностей сетей.

Преимущество электронной версии газеты в том, что она не просто мультимедийна (может сочетать в себе и музыку, и видео, и печатный текст), но и пытается объединить разные осмысления новостных событий и способы их видения. Если говорить об интернет-версиях газет и журналов на региональном уровне, стоит выделить:

 напечатанная газета содержит больше материала, чем интернет-версия;  региональные СМИ не занимаются переманиваем аудитории в сеть Интернет;  администрирует и обновляет сайт штатный сотрудник, не специализирующийся в данном вопросе;  интернет-версии зачастую выживают за счет чистого энтузиазма и не приносят дохода. Издания общероссийского уровня внимательнее относятся к версиям, выложенным в Сеть.

Доступ возможен с любого принимающего технического устройства (смартфон, планшет). Появляются дополнительные платные и бесплатные сервисы, которые предоставляет только Интернетверсия. Сегодня сеть Интернет лидирует среди средств массовой информации. Молодежь предпочитает получать информации в Сети, классические способы им чужды. Заменить газеты и журналы Интернет не может, но он может заставить их эволюционировать и находить новые формы подачи информации. При сравнении интернет-версии с печатным выпуском издания, можно отметить, что в печатном варианте отсутствуют:  комментарии к текстам;  фотогалерея;  опросы читателей на различные темы;  игры;  взаимодействие с аудиторией в форме вопрос/ответ Вопрос об отнесении к традиционным СМИ Интернета стоит сегодня достаточно остро. В.В. Ворошилов говорит о том, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации – глобальной компьютерной сети «Интернет» [2, с. 56].

Исследователь отмечает, что появился доступный разным слоям общества носитель информации, который превратился в СМИ. Благодаря Интернет изданиям открываются новые возможности в распространении информации и установлении контакта с аудиторией. Этому способствует оперативность обновления информации и ее актуальность или злободневность. Издание газеты является долгим процессом и информация до выхода выпуска в свет утрачивает свою актуальность в отличии от сетевых аналогов, в которых обновить сайт или добавить новую информацию не составит труда.

Преимуществами сетевых СМИ являются [4, с. 22]: – объем памяти и архив данных – читатель может найти информацию, используя архив и поиск по сайту; – интерактивность – возможность обратной связи с аудиторией, комментирования текстов, ведения в дискуссии и участия в голосованиях и опросах; – мультимедийность – расширяет представление о получении информации; – гипертекстуальность – служит системой связи между несколькими текстами; ссылки на уточнения или комментарии к статье; дополнительный материал, анализ [5, с. 87]; – подписка – возможность подписаться на определенные рубрики или авторов и получать уведомления при обновлении информации; – аудитория – рост аудитории, потому что сетевые издания пользуются популярностью; – объективный охват аудитории отражается внешними службами-счетчиками – для того, чтобы читать издание в Интернете, нужно обладать хотя бы минимальными навыками владения смартфоном или компьютером; – реклама – продвижение продукта в Интернете эффективнее, чем в печатных СМИ. Стоит отметить, что все вышеобозначенное имеет и негативную сторону. В Интернете публиковать свои тексты можно анонимно. Это отражается на качестве и фактологической точности информации.

Отсюда: всевозможная реклама, плагиат и дезинформация. У некоторых людей уровень доверия к интернет-изданиям падает, они смотрят новости, слушают радио, но не прибегают к получению информации из Сети. Таким образом, переход традиционных СМИ в интернет-среду открывает новые возможности для получения информации. Это повышает интерес аудитории к самому изданию. Через поиск можно найти старые выпуски изданий, любую статью или рубрику. Все это позволяет получать информацию быстрее вне зависимости от места нахождения. Интернет-ресурс может содержать в себе неограниченный, постоянно обновляющийся поток информации и в этом потоке совмещать текстовые, визуальные, видео и аудио материалы.

Литература

1. Вакурова Н.В. Концепции современных российских Интернет-изданий / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 44–45.

2. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. – 2-е изд. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000.

3. Долгина Е.С., Гуржий Д.А. Проблема современных традиционных СМИ в России // Восемнадцатая всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов / отв. редактор А.В. Коричко. 2016. – С. 147–150.

4. Костыгова Ю.В. Сетевые СМИ: занимательная типология // Мир ШетеЪ. 2002. № 4. С. 20–23.

5. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005.

И.П. Торопов


Комментировать


четыре + 8 =

Яндекс.Метрика