Перспективы развития интеллектуального краудсорсинга в России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Перспективы развития интеллектуального краудсорсинга в России

В статье рассматриваются некоторые проблемы технологии интеллектуального краудсорсинга, цель и преимущества его применения, приводятся наиболее значимые примеры в мире и России, обозначаются основные проблемы развития краудсорсинга в России. Ключевые слова: краудсорсинг, открытые инновации, краудрекрутинг, краудфандинг, краудтестинг, инновационные решения, НИИ.

Крупные компании до появления Интернета при разработке новых технологий полагались на собственные внутренние источники. Поиск инноваций проходил в отделах НИОКР, в специальных опытно-конструкторских подразделениях. По мере развития Интернета и быстрого обмена информации компании выяснили, что гораздо больше авторитетных экспертов можно найти вне компании. В этой связи корпорации стали использовать «систему открытых инноваций», многие используют инструмент аутсорсинга для оптимизации своих издержек. Основная задача этого инструмента — передача отдельных производственных функций внешним фирмам, которые могут их выполнять более качественно и при меньших затратах.

Использование данного инструмента стало одной из главных управленческих революций ХХ в. Краудсорсинг сегодня является зарождением новой управленческой революции, он позволит не только в значительной мере сократить затраты, но и ориентировать бизнес интересам потребителя, придать динамику исследовательской работе. Краудсорсинг (от англ. crowd-source-using — использование источников, ресурсов «толпы») — это современные технологии, целью которых является привлечение большого количества людей для совместной работы с использованием интернет-платформы в качестве среды для деятельности. Технология краудсорсинга должна предоставлять возможности объединения интеллектуальных уровней участников. Целью применения краудсорсинга является получение «открытой инновации» и социализации бизнеса.

Важность краудсорсинга заключается в возможности выйти за рамки узкой экспертной компетенции, посмотреть на проблему с альтернативной точки зрения. Краудсорсинг может решать не только проблему поиска инновационных решений, он также активно используется для решения других задач, а отдельные его направления можно рассматривать как самостоятельные явления в экономике, к таким направлениям относятся:

1. Краудрекрутинг — выявление «талантливых» людей для сотрудничества и привлечение в штат компании. Основой для данной концепции является статистика по наиболее результативным участникам завершенных краудпроектов.

2. Краудфандинг — добровольное объединение денежных ресурсов неограниченного круга лиц в целях спонсирования определенного мероприятия.

3. Краудтестинг — коллективное тестирование отдельных продуктов перед запуском на рынок

4. Коллективные вычисления — использование мощностей компьютеров множества пользователей для особо сложных вычислений. 5. Краудвотинг — исследование общественного мнения относительно проекта новых законодательных актов. 6. Крауд-креэйшн — коллективная работа над творческими задачами [Голубев, 2014, с. 2]. В широком смысле краудсорсинг включает в себя все вышеуказанные направления, он включает в себя весь спектр управленческих задач, которые можно передать для решения широкому кругу пользователей. Известными проектами такого рода являются проекты по распределенному коллективному продвижению научно-технических инноваций (например, проекты http://www.innocentive.com, http:// www.ninesigma.com), рецензированию и упорядочиванию патентов (http://peertopatent.org), разработке алгоритмов прогнозирования (http://www.netflixprize. com) Наиболее значимыми примерами краудсорсинга в настоящее время мире являются: ● InnoCentive — проведение исследований в разнообразных областях — от инженерии до менеджмента. InnoCentive предоставляет ищущим компаниям возможность предложить своему сообществу экспертов денежное вознаграждение за внешние инновации. Премии варьируются от тысячи до миллиона долларов. Объединяет более 125 000 исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний. Самое сложное — регулирование вопроса о правах на интеллектуальную собственность.

В практике компании Innocentive разработан такой метод — она заключает договор о том, что, если компания примет данное решение, она приобретает права и должна выплатить вознаграждение. ● Goldcorp — собрала более 400 Мб данных геологоразведки на своем участке в штате Онтарио. Предложила приз в 575 000 долл. тому, кто проанализирует лучшим образом эти данные и укажет места залегания золота. Участники конкурса указали на 110 мест залегания золота на сумму более 3 млрд долл. ● Procter&Gamble — предлагает своим потребителям стать участниками производственного процесса, поделившись своими идеями на сайте InnoCentive, предлагая взамен большие денежные вознаграждения более 160 тыс. «решателям». ● Amazon Mechanical Turk — интеллектуальная биржа. Заинтересованные фирмы и организации выставляют на всеобщее обозрение интеллектуальные задачи. Каждый может предложить собственные решения в расчете на вознаграждение.

● Muji — японская мебельная компания через свой сайт собирает новые радикальные идеи для своих изделий через базу, в которую входит около полумиллиона членов. ● Hypios и OneBillionMinds — помогают с помощью интернетпользователей найти идеи в любой сфере жизни — от дизайна до научной разработки. ● Ideabounty, Atizo, CrowdSpring, Spudaroo — специализируются на маркетинге и копирайтинге. ● Intrade — специализируется в области совместного предсказания движения рынков. ● Clickworker — предлагает поиск дешевой и творческой рабочей силы. ● Topcoder — сайт, где происходит совместная разработка софта. В России Сбербанк входит в число пионерских компаний, внедрившие краудсорсинг в бизнес-процессы.

В настоящее время запущена площадка, являющаяся постоянно работающей и предлагающей всем желающим сотрудникам банка, а также клиентам участие крауд-проектах с целью использования в дальнейшем творческого потенциала знаний большой аудитории. Сотрудники отслеживают входящие потоки информации и генерируют полезные идеи. Самые интересные развивают, дорабатывают и реализуют. Самые эффективные сотрудники не остаются не замеченными HR-отделом, попадают в резерв на продвижение, отправляются на обучение, это вполне реальная возможность продвижения по служебной лестнице [Материалы открытой площадки, 2015].

Налоговая инспекция в последнее время очень активно призывает людей к тому, чтобы они предоставляли в инспекцию, за вознаграждение, информацию о своих соседях, которые сдают квартиры в аренду, при этом налоги они не платят с таких доходов. Так вот, эта акция есть не что иное, как краудсорсинг. К неоспоримым преимуществам можно отнести с позиции компании-заказчика: получение инновационных решений и идей; экономия финансовых ресурсов в развитии или оптимизации функционирования; возможность создания глобального продукта; использование большого количества вариантов решений проблемы и нестандартных вариантов инновационных идей; привлечение авторитетных и талантливых людей со всего мира, состоящей как из профессионалов, так и из любителей; простота внедрения с помощью сайта или социальных сетей; получение результатов в строго установленные сроки; происходит узнаваемость компании, торговой марки, продукта [Сивакс, 2015, с. 6].

Участники — исполнители проектов могут получить следующие преимущества: проявить и представить креативные идеи, раскрывая и реализуя свой потенциал, накопленные знания; возможность получения вознаграждения; эксперты могут повысить свой статус в профессиональном сообществе, участвуя в создании инноваций; возможность определять затраты времени и сил на участие в том или ином проекте [Егерев, Захарова, 2015, с. 315]. Однако, помимо ряда преимуществ, краудсорсинг имеет некоторые «слабые места»: потенциальные исполнители могут быть недостаточно компетентны в решении поставленных задач; возможность утечки информации при недостаточно быстром внедрении полученных результатов; краудсорсинг не всегда может оказаться самым дешевым способом, несправедливый принцип вознаграждения Таким образом, перезагрузка работы российских НИИ, а также некоторых вузов, реально занимающихся исследованиями, в пользу сетевых методов неизбежна. Российские исследователи, имея определенную академическую свободу и независимость, активно участвуют в иностранных проектах. В России пока значительных краудсорсинговых проектов научно-технического характера обнаружить не удается. Для перспективного развития краудсорсинга в науке требуется решение ряда важных задач, это вопросы мотивации, контроля качества выполняемых работ, обеспечения достоверности результатов, проблемы отсева недобросовестных, некомпетентных участников.

Библиографический список

1. Голубев Е. В. Использование инструментов краудсорсинга как элемент усиления конкурентоспособности промышленных предприятий // Науковедение: интернет-журнал. 2014. №  5. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/57EVN514.pdf (дата обращения: 03.10.2016).

2. Егерев С. В., Захарова С. А. Краудсорсинг в науке // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 311–322.

3. Материалы открытой площадки краудсорсинговых проек­тов ОАО «Сбербанк России». Краудсорсинг в Сбербанке [Электронный ресурс]. URL: http://smb.sberbank21.ru/sbercrowd (дата обращения: 03.10.2016).

4. Сивакс А. Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7. №  1 URL: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115. pdf (дата обращения: 03.10.2016).

С. А. Жутяева, Е. В. Кудряшова


Комментировать


четыре + = 5

Яндекс.Метрика