Повышение качества подготовки специалистов для экономики и промышленности: тенденции 2016 года | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Повышение качества подготовки специалистов для экономики и промышленности: тенденции 2016 года

Качество подготовки специалистов с высшим образованием имеет решающее значение для обеспечения экономики и промышленности России квалифицированными кадрами. Период новейшей истории характеризуется непрерывным реформированием системы высшего образования. Революционной новацией 2016 г. стало требование обязательной проверки текстов выпускных квалификационных работ (далее – ВКР) студентов на оригинальность/плагиат, установленное Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636. Проверка текстов ВКР на оригинальность проводилась и в 2015 г., но она не была четко регламентирована, университеты сами решали, по каким базам проводить проверку, какой порог оригинальности устанавливать.

Студенты соревновались в изобретении способов обхода, один за другим стали появляться порталы, предлагающие платные услуги по увеличению оригинальности. В связи с изданием Приказа № 636 в 2016 г. российские университеты активизировали процесс приобретения расширенных баз проверки. Каковы первые результаты практической реализации нового требования? Первое. Отсутствие переходного периода.

Студенты, которые во время обучения не были нацелены на проверку своих работ на оригинальность, на финишной прямой оказались в условиях переформатированных правил игры. Под вопросом получение многими студентами диплома об образовании. Второе. Если во главу угла поставлена оригинальность – а это становится чуть ли не единственным критерием качества ВКР, – для максимального ее повышения студенты в качестве источниковой базы своих ВКР должны использовать публикации только последнего года издания. Логика проста: в предыдущие годы разные студенты в рамках написания ВКР родственной тематики нередко использовали один и те же источники. Речь даже не о том, что они списывали друг у друга. Использование одного и того же источника снижает оригинальность работы, хотя это может быть фундаментальная работа, и ее обязательно нужно использовать всем при написании ВКР. Теперь же вся накопленная база знаний не будет использоваться студентами, так как они будут перенацелены на использование только новейших источников.

Разумеется, необходим баланс: важно использовать при написании ВКР как работы за прошлые годы и даже десятилетия, так и новейшие. Жесткая ориентированность на системы проверки на антиплагиат отсекает возможность использования материалов прошлых лет. Третье. С высокой долей вероятности можно предположить рост теневой активности в сфере предоставления услуг по повышению процента оригинальности ВКР. Различные сервисы в интернете предлагают услуги по «накручиванию» процента оригинальности. В наименее выгодных условиях оказались студенты, которые добросовестно подходят к написанию ВКР и не привыкли искать способы обмана системы проверки на плагиат, поскольку в период их обучения оригинальность текстов не была в числе первостепенных целей образовательного процесса. Четвертое. Реализация новой нормы привела к тому, что содержательная часть ВКР студентов ушла на второй план.

Руководители ВКР и сами студенты десятки раз проверяют все новые и новые варианты текста, добиваясь максимальной оригинальности. Пятое. Асимметрия доступа к базам проверки ВКР на оригинальность. Например, в 2016 г. университеты начали оплачивать использование полных версий баз проверки на оригинальность, но студенты не имеют свободного доступа к полным базам или имеют ограниченный доступ. Неправильной представляется ситуация, когда студент предварительно тестирует свою ВКР в бесплатной ограниченной версии, а итоговая проверка проводится по расширенной версии. Использование частными лицами расширенных баз возможно только за деньги, причем стоимость тарифов значительна. Шестое. Высокий уровень оригинальности не дает гарантии качества выполненной работы.

Напротив, в работе с низким уровнем оригинальности могут одновременно содержаться ценные с научной и практической точки зрения разработки автора, и в этом случае оперировать соотношением процента оригинального/не оригинального текста неправильно. Представляется, что идея использования специальной системы, определяющей уровень оригинальности ВКР, правильная по своей сути, целесообразна в случае: – создания государственной системы проверки любых работ на оригинальность/плагиат с возможностью неограниченного бесплатного доступа ко всем модулям как для преподавателей, так и для студентов; – решения вопроса о самоплагиате: созданные автором работы все чаще попадают в интернет («проиндексированные» работы).

При использовании студентом или соискателем ученой степени собственных материалов для подготовки ВКР или диссертации «проиндексированные» публикации снижают уровень оригинальности. Наиболее перспективной представляется модернизация портала Elibrary.ru и создание государственной системы проверки работ на плагиат на его основе через личные кабинеты пользователей, позволяющей учитывать публикации автора, зарегистрированные в системе РИНЦ; – проведения расширенной дискуссии по определению адекватного порогового уровня оригинальности текста; – увеличения количества часов на предметы «Русский язык» и «Литература» в средней школе, – без этой основы бессмысленно ожидать от студентов самостоятельной подготовки текстов ВКР с высокой оригинальностью.

Литература

1. Бабкин И.А., Бабкин А.В., Севостьянова Ю.С. Механизмы финансирования проектов государственно-частного партнерства в научно-образовательной сфере / Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. С. 575-578.

2. Бабкин И.А., Бабкин А.В. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития научно-промышленно-образовательного комплекса / Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2015). СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 385-388.

3. Егоров Н.Е., Бабкин И.А. Концептуальная модель подготовки специалистов в рамках государственно-частного партнерства и концепции тройной спирали // Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 6 (233). С. 216-221.

4. Кузнецова О.П. Общий анализ государственной политики в сфере правового регулирования непрерывного образования взрослых в России / Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в Западно-Сибирском регионе. Омск: Полиграфический центр Кан. 2014. С. 190-194.

5. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д. Проблемы актуализации ценностного восприятия трудовой деятельности // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 23. С. 4325-4340

Юмаев Е.А


Комментировать


− 2 = шесть

Яндекс.Метрика