Подготовка денежной реформы (борьба за уменьшение дефицита) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Подготовка денежной реформы (борьба за уменьшение дефицита)

Подготовка денежной реформы (борьба за уменьшение дефицита)

Подготовка денежной реформы (борьба за уменьшение дефицита)

Мы уже видели, что для создания твердой валюты нужно было очень много поработать. Одним из таких условий было создание бездефицитного бюджета, нужно было во всяком случае свести этот дефицит к наименьшим размерам. Для этого нужно было прежде всего заново создать финансовый и в частности налоговой аппарат и наладить взимание налогов. Стремление к бездефицитному бюджету является с середины 1921 года основным стремлением всей бюджетной работы Наркомфина.

При этом работа по устранению дефицита велась Наркомфином одновременно в нескольких направлениях, а именно: путем восстановления доходной части за счет введения всеобщей платности и широкого использования налоговой системы, а также путем сокращения расходов на административный аппарат и оборону, снятия с бюджета хозяйственных операций государства, с переводом предприятий на так называемый хозяйственный расчет и восстановления деления бюджета на государственный и местный, с передачей местному бюджету известной части государственных расходов. Декрет ВЦИК от 19 октября 1921 года положил начало этому новому периоду.

В этом декрете «О порядке составления финансовых смет доходов и расходов на 1922 год» было прежде всего решено покончить с прежним бесплановым методом бюджетного хозяйства. В основу его было положено стремление согласовать расходы с теми действительными средствами, которые государство могло рассчитывать получить от страны в течение года, в том числе и путем эмиссии бумажных денег. Этих мер оказалось, однако, недостаточно, и мы уже видели, что составленный на основании этих правил бюджет 1922 года приходилось несколько раз переделывать и сокращать. Тем не менее эти основные правила имеют очень важное принципиальное значение.

В частности чрезвычайно важное значение имеет введение принципа всеобщей платности. Во времена военного коммунизма все более и более распространялся совершенно противоположный принцип: тогда переходили к полной бесплатности всякого рода государственных услуг. Была введена бесплатная пересылка писем, почти бесплатная перевозка по железным дорогам и даже бесплатная раздача хлеба всему населению. Но это привело к страшной перегруженности почты, к почти полной невозможности урегулировать пассажирское • движение, особенно при страшном недостатке топлива и очень большим недостаткам подвижного состава, который не было средств починить.

Словом, при значительном увеличении стремления к пользованию государственными услугами, совершенно не было средств для поддержания и восстановления государственных предприятий. Какое громадное значение имело восстановление платности в смысле регулирования потребления, можно видеть на самом простом примере. Когда была введена платность за пользование парикмахерскими, то в бесплатной парикмахерской ВЦИКа резко изменилось количество посетителей.

Те лица, которые брились каждый день, стали бриться два-три раза в неделю, стричься вместо одного раза в неделю раз в месяц и реже. Этот простой пример ясно показывает, что удовлетворение всех потребностей всех граждан требует таких сил и средств, которых у нас после страшно разорительных войн не было и не могло быть. Нужно было как-то регулировать потребление, и восстановление платности было несомненно одним из лучших средств, особенно если оно было связано с одновременным повышением заработной платы. Что касается железнодорожного транспорта, то здесь вопрос еще более сложен. Транспорт в царское время давал несколько сот миллионов золотых рублей.

Правда, этим доходам соответствовали приблизительно такие же расходы, но значительная часть этих расходов заключалась в платежах по железнодорожным займам, которые теперь отпали. Железнодорожное хозяйство при царском режиме велось в общем довольно плохо, и транспорт давал дефицит, который только в последние годы сменился некоторым избытком. Поэтому, возможность бездефицитности у нас, когда отпала необходимость оплаты капиталов, значительно больше, чем при царском режиме, и введение платности уже в данный момент (в начале 1924 года) приводит к очень утешительным результатам, о которых более подробно еще придется говорить дальше.

Сокращение расходов на содержание административного аппарата также может достигнуть довольно больших размеров и дать очень хорошие результаты. В эпоху военного коммунизма у нас накопилось невероятное количество чиновников; все эти, так называемые советские служащие работали очень плохо и увеличивались все время в своей численности. Новая экономическая политика привела к значительному увеличению жалованья служащим, но зато потребовала от них настоящей Работы. Это дало возможность немедленно приступить к значитель-

ному сокращению штатов, и это сокращение еще не закончилось. Несомненно, что и в царское время количество служащих было слишком велико, но так как за времена военного коммунизма оно еще увеличилось в несколько раз, то поле деятельности для сокращения очень велико. В своих последних статьях т. Ленин поставил этот вопрос о сокращении и удешевлении нашего государственного аппарата, и это дело теперь на верной дороге. Большое значение далее имеет для упорядочения нашего государственного хозяйства восстановление местного бюджета.

Места легче, чем центр, умеют использовать доходные источники, им легче удовлетворить ту или другую местную потребность, хотя бы и имеющую общегосударственное значение. Особенно тогда, когда население отвыкло от всяких налогов, введение налогов на нужды, близкие населению, пройдет гораздо безболезненнее, чем введение общегосударственных налогов для таких потребностей, которые не так понятны местному населению, чем его непосредственные нужды. Кроме того, места лучше знают экономическую жизнь своего края, и им легче найти такие доходные источники, о которых центр иногда и не подозревает.

Поэтому в 1922 году и позднее целый ряд расходов был перенесен из государственного бюджета в местный, при чем местам были переданы и некоторые источники доходов. Опыт показал, что местные советы, которые первое время были несколько подавлены неожиданно свалившейся на них тяжестью, очень хорошо в общем справились со своей задачей, и им в некоторых местах раньше удалось сделать свой бюджет бездефицитным, чем центральному Советскому Правительству. Правда, в общегосударственном бюджете существует довольно значительный, так называемый, дотационный фонд, т. е. средства для помощи местным советам, но эта мера необходима, в виду неравномерности средств местных советов. И эти субсидии будут сокращаться по мере того, как места будут сами становиться на ноги. В общем же эта мера—воссоздания местного бюджета, дала очень хорошие результаты и значительно нас приблизила к созданию бездефицитного бюджета и, следовательно, к возможности установления твердого денежного обращения.

Наконец, чрезвычайно большое значение для этого имело и снятие с государственного бюджета хозяйственных операций и перевода их на хозяйственный расчет. Наш бюджет значительно отличается от бюджета прежних времен как раз тем, что он включает в себя гораздо большее количество хозяйственных операций. Национализация всей крупной и части средней промышленности представляет собой явление, еще не виданное в истории. И когда необходимо было точно учесть все доходы и расходы государства, то возник вопрос, должны ли все государственные предприятия быть включены в один общегосударственный бюджет со всеми их доходами и расходами, или же их следует выделить отдельно, а в государственный бюджет вносить только разницу между доходами и расходами (так называемое сальдо).

Мы уже видели, что этот вопрос не мог быть решен сразу. Одно время была сделана попытка слить все доходы и расходы, включая сюда и доходы и расходы от национализированной промышленности в едином государственном бюджете, но потом от этой мысли отказались, потому что это значило бы смешивать совершенно различные группы доходов и расходов. Правда, в государственном бюджете все же остались пути сообщения, почта и телеграф, но они были и в прежнем бюджете, и удержание этих предприятий на практике вполне допустимо, хотя некоторое обособление этих предприятий совершается не только у нас, но и в Западной Европе. Однако, всетаки и доходы и расходы по путям сообщения, почте и телеграфу вносятся в общегосударственный бюджет. Совсем другое дело, если в государственный бюджет вносятся все доходы и расходы от всей национализированной промышленности. Если, например, в железнодорожный доход вносятся доходы от перевозки государственных грузов, то это еще полбеды.

А расчеты промышленности между собой до такой степени сложны, что отражение их всех в государственном бюджете способно привести не только к теоретической, но и к практической путанице. К тому же государство должно само назначать цены на продукты, которые вовсе не имеют рыночной цены и идут для нужд другой промышленности. Поэтому высокие цены для добывающей промышленности сделают ее прибыльной, но простая перемена цен, часто вовсе не связанная с реальной жизнью и представляющая собой продукт чисто отвлеченной калькуляции (вычисления), приводит уже к тому, что добывающая промышленность будет убыточна, а обрабатывающая прибыльна.

Поэтому на практике, объединение в едином бюджете всех доходов и расходов ведет к страшной путанице, в которой не могут разобраться даже самые опытные специалисты. Это и привело к неудаче первого бюджета 1922 года и к выделению из госбюджета всех промышленных предприятий. Помимо этого, перевод предприятий на хозяйственный расчет имеет и другое чрезвычайно важное практическое значение. Если, например, нефтяная промышленность выделена совершенно отдельно и она дает дефицит, то здесь гораздо легче определить причины этого и принять соответствующие меры, чем для всей промышленности в целом.

Иногда это зависит от слишком большого штата, иногда от неправильного назначения цен для продуктов промышленности, но во всяком случае все эти вопросы гораздо легче решить Для каждой отрасли промышленности в отдельности. Таким путем легче устранить недостатки и сделать промышленность бездефицитной. Между тем, дефицит в нашем государственном бюджете происходит именно потому, что в госбюджет включены расходы на субсидии (пособия) промышленности.

Правда, в последнее время целый Ряд отраслей промышленности сделался бездефицитным и даже стал приносить некоторую прибыль, но все же пока именно этот промышленный дефицит является основной причиной дефицитности нашего бюджета. Разумеется, устранение этого дефицита связано с общим состоянием нашего народного хозяйства, которое все еще не может изжить издержки войны и революции, но все же перевод предприятий на хозяйственный расчет имеет чрезвычайно большое практическое значение и значительно помогает изживанию последствий разрушения.

Д.П. Боголепов


Комментировать


8 − три =

Яндекс.Метрика