По какому плану и в каких целях подбирать книги для библиотек и книжных магазинов? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


По какому плану и в каких целях подбирать книги для библиотек и книжных магазинов?

Как определить целостную структуру книги?

Как определить целостную структуру книги?

Все существующие книги можно разделить на три главных типа:

1. Книги общеобразовательного характера по всем главнейшим отраслям литературы и науки, необходимые широким кругам читателей и прежде всего тем, кто посредством чтения стремится пополнить свое недостаточно законченное образование и выработать систематическое общее миросозерцание, необходимое каждому человеку, кто бы он ни был и на какой бы ступени общественной лестницы и духовного развития ни стоял.

2. Книги специальные, заключающие в себе сведения по какой-либо одной или нескольким, близко между собою связанным отраслям знания, — книги, необходимые прежде всего специалистам для их кропотливых и детальных работ по тому или иному вопросу и не интересные читателям неспециалистам в этой области знания.

3. Произведения злободневные, быстро теряющие свой интерес вследствие своего назначения служить только текущей жизни, книги «пункта и момента» — уставы, отчеты и т. п., документы текущего времени, умирающие вместе с ним, не интересные ни для специалистов, ни для неспециалистов, но имеющие большое служебное значение для общественной жизни. Вряд ли нужно доказывать, что каждый из этих типов книг имеет свое самостоятельное и определенное значение, свой raison d’etre преследует свои особые цели.

По этим трем типам книг могут быть классифицированы и библиотеки, и книжные магазины, и каждая такая организация их получает тоже определенное значение и нуждается в определенной постановке, в зависимости от своей цели, а значит — и от своего круга читателей. Все библиотеки и книжные магазины по составу книг, в них находящихся, могут быть разделены на такие типы, в зависимости от того, распространению какого типа книг служит данная библиотека или книжный магазин, и какие книги представляют наибольший интерес для данного читателя. а) Библиотеки и книжные магазины специальные, заключающие в себе книги по какой-либо одной или нескольким отраслям знаний, обслуживающие главным образом специалистовработников;

б) Библиотеки и книжные магазины общеобразовательные, обслуживающие широкую публику и главным образом имеющие в виду ее стремление к образованию и самообразованию; с) Библиотеки и книжные магазины смешанного типа, библиотеки-книгохранилища, принимающие в свои недра и хранящие там всякие книги, не отказывающиеся ни от какой книги и стремящиеся сохранить всякое произведение печати от нарушения времени, независимо от спроса на него со стороны читателей. Из всех типов библиотек и книжных магазинов нельзя не поставить на первое место именно тип общеобразовательный.

Учреждения этого типа не только должны идти навстречу запросам самообразования, но и иметь такую организацию, чтобы возможно полнее и целесообразнее удовлетворять их. Правда, библиотека-книгохранилище (по типу Петербургской Публичной), как и большие книжные магазины, в конечном итоге, должна удовлетворить и читателя-специалиста, и человека, работающего над своим общим образованием, но этот конечный итог, достижимый для больших учреждений, располагающих почтенными средствами, в сущности, недостижим на практике для огромного большинства библиотек-книгохранилищ. Как известно, большинство наиболее известных книгохранилищ обыкновенно не удовлетворяет ни ученого-специалиста, ни человека, ищущего общего образования. Книгохранилище только тогда может удовлетворять и специалистов и неспециалистов, когда в него войдет как составная часть целый ряд библиотек специальных и, кроме того, определенным способом организованная библиотека общеобразовательная.

Эта-то последняя и имеет особенно важное значение для самых широких кругов: она-то и есть то, что можно называть библиотечным ядром, то есть совокупность тех именно книг, которые придают библиотеке ее общеобразовательное значение. Спасать печатный материал от разрушительной работы времени и хранить его для будущих веков — задача, несомненно, весьма почтенная. Но не менее почтенная и другая задача — служить своему собственному веку и ныне довлеющей злобе дня. Весьма и весьма почтенное назначение — помогать работе небольшого кружка специалистов, двигающих науку, но не менее почтенная работа — идти, посредством распространения книг по разным отраслям знания, на помощь читающей толпе.

Воздействием на эту последнюю и влиянием прежде всего на массу современников и измеряется значение всякой библиотеки, всякого книжного магазина, всякого распространителя книг, и тем более общеобразовательных. Об учреждениях этого-то типа и можно сказать, что это — первые слуги читающей толпы, просветители народной массы — слуги текущего времени, помощники в выработке общего миросозерцания и в распространении общих идей.

Из вышенамеченных трех типов образовательных учреждений мы остановим наше внимание исключительно на этом центральном, т. е. общеобразовательном, типе. Мы будем говорить только о таких из них, которые ставят главной своей задачей идти на помощь общему образованию путем рационального содействия планомерному и самостоятельному чтению. Мы будем говорить теперь об общей схеме подбора книг для общеобразовательных библиотек и книжных магазинов.

Н.А. Рубакин


Комментировать


× 6 = сорок два

Яндекс.Метрика