Пределы или границы Хазарии | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Пределы или границы Хазарии

1

Сведения о пределах Хазарии в арабо-персидских источниках обнаруживаются со времени появления этого народа на Кавказе. Переход ряда земель Кавказа то в руки хазар, то в руки арабов во время войн был отмечен многими авторами (обзоры см.: Артамонов 2001. С. 281-358; Dunlop 1954. Р. 46-88; Новосельцев 1990. С. 172-248; Ромашов 2000-2001. С. 304-306,324-338 и др.). В VI в. на западном берегу Каспия иранскими владыками на месте старой крепости были возведена мощная цитадель и стена, уходящая одним концом в море, другим — упиравшаяся в крепость на горе. Так был перегорожен проход между берегом моря и горой. Эту стену знали все восточные авторы, называя ее «Ворота ворот» (Баб ал-Абваб, Баб ва-л-Абваб) (Минорский 1963. С 119-122; Аликберов 2003. С. 197-231).

По сведениям ал- Масуди, стена была выстроена от набегов хазар, алан, тюрок и савиров. В VII в., по данным армянских источников, хазары овладевали Дербентом, однако в течение трех веков город не раз переходил из рук в руки (Артамонов 2001. С. 282-285 etc.; Новосельцев 1990. С. 177-182 и др.; Ромашов 2000-2001. С. 304- 306,324-338 и др.). Из анонимной «Истории Дербента» следует, что в X в. это был город, пограничный с хазарскими владениями; схожая информация имеется в трудах поздних авторов: Йа- кута, ал-Казвини, Ибн Ийаса (Заходер 1962. С. 121, примеч. 23). Ранее пограничным городом Хазарии была столица Саман- дар, перенесенная, по данным ал-Мас‘уди, в Итиль при устье Волги (ал-Мас‘уди 1863. Р. 7). К сожалению, местоположение Самандара по сей день не установлено. Ибн Русте, Гардизи, ал-Марвази и другие авторы, передающие информацию «Анонимной записки о Восточной Европе» (до 890-х годов), писали, что одна из сторон Хазарии соприкасалась с горой, где жили народы тулас и лугар, гора же тянулась до Тифлиса (Ибн Русте 1892. Р. 139; Худуд ал-‘Алам. 162; ал- Марвази 1942. С. 20 — с немного искаженным написанием). Тулас — это горцы Северного Кавказа (Аликберов 2003. С. 138-139), как и, вероятно, лугар. Горы, поскольку назван Тифлис, идентифицируются с Кавказом.

У Кудамы ибн Джа‘фара есть определение хазарских границ «от Арминийи до хорасанского Хорезма» (Кудама ибн Джа‘фар 1889. С. 259). Еще персы называли Арменией всю четвертую часть своего государства, куда входили некоторые земли Грузии и Азербайджана. После завоевания арабы оставили персидское наименование округа — Арминийа, но делили его по-разному в разные годы; были у них и четыре Арминийи, куда входили разные территории Кавказа, поэтому уточнить, какую именно часть провинции Арминийа Кудама называл границей Хазарии, затруднительно. «Хорасанский Хорезм», по Кудаме ибн Джа‘фару, тоже оказывается понятием неопределенным. Хорезм занимал нижнее течение Амударьи, Хорасан же находился западнее Каспия и включал часть территории Ирана; эти крупные области были разделены песками Каракумов, хотя торговые дороги всегда соединяли их. Поэтому восточные пределы Хазарии не ясны, хотя хазарский царь Иосиф тоже утверждал, что восточные границы его государства доходят до Хорезма и Джурджана.

Однако в 922 г., когда Ибн Фадлан ехал из Хорезма в Волжскую Булга- рию, он не пересекал территорий, принадлежавших хазарам. По сведениям «Анонимной записки», 10 дней пути отделяли хазар от печенегов, которые еще жили в междуречье Урала и Эмбы (Ибн Русте 1892. Р. 139; Гардизи 1973. С. 36, 57; ал- Марвази 1942. С. 121). День караванного пути у арабов в зависимости от ландшафта мог быть от 30 до 40 с лишним километров, но надо помнить, что путь от печенегов до хазар проходил по степям и лесам, без проторенных дорог. Между Хазарией и Волжской Булгарией находилась земля буртасов, на расстоянии 15 дней пути (Ибн Русте 1892. Р. 140; Гардизи 1973. С. 37, 58; ал-Марвази 1942. С. 21). Местонахождение страны буртасов спорно, но, если судить по достаточно реалистичным известиям ал-Мас‘уди, она находилась в среднем течении Волги, что не противоречит и указаниям на нижнее Поволжье как на территорию Хазарии. Ибн ал-Факих утверждал, что от страны хазар до местонахождения некоей стены — два месяца пути (Ибн ал-Факих 1885. 329).

Шаме ад-дин ал-Мукаддаси писал, что дальний конец Хазарии доходит до стены Йаджудж и Маджудж, а границы ее — вблизи Византии (ал-Мукаддаси, 1877. Р. 355). Вероятно, эти авторы в первом случае имели в виду стену Йаджудж и Маджудж (библейских Гога и Магога), которую воздвиг Александр Македонский (Зу-л-Карнайн) как преграду для этих диких народов. В хадисах и произведениях толкователей Корана, как и у многих арабских географов (ал-Хорезми, ал-Фергани, Ибн Хор- дадбех, ал-Йа‘куби, Ибн Русте, ал-Мас‘уди, Мутаххар ал- Макдиси, ал-Марвази, ал-Казвини), эти народы располагались в районах далекого Востока (Anderson 1932). Однако существует обширнейшая литература по поводу местонахождения этой стены. Предполагались Дербентская стена на Кавказе или Кавказский горный хребет, но они не могут подразумеваться нашими авторами, относящими пределы Хазарии до стены на два месяца пути. Предлагались также Уральские горы, Великая китайская стена, страна Кокурьо, горы Алтая и т.д. (Пигулевская 2000. С. 428-430; Велиханова 1963. С. 43-46; Daunicht 1970. S. 103, 107, 111, 169). Ряд арабских авторов (Ибн ал-Факих, Ибн Фад- лан, ал-Истахри, Ибн Хаукал) связывали местонахождение народов Йаджудж и Маджудж с севером (Калинина 2011).

Поскольку ученые не пришли к единому мнению относительно местонахождения стены, определить этот предел Хазарии не представляется возможным. Шаме ад-Дин ал-Мукаддаси второй границей Хазарии называл или земли Причерноморья, куда хазары продвигались, начиная с VII в., или области Арминийи, захваченные Византией у хазар к 966 г. (ал-Мукаддаси 1994. С. 310, примеч. 24). Кудама ибн Джа‘фар, следуя информации Муслима ал- Джарми, выкупившегося в 845 г. из византийского плена, писал, что византийские владения простираются от Пафлагонии до страны хазар (Кудама ибн Джа‘фар 1899. Р. 55). Возможно, византийско-хазарская граница в IX в. доходила до округи Херсона, поскольку вопрос о других владениях Византии в Крыму не решен (Сорочан 2005. С. 322-395). В данном случае я не рассматриваю информацию анонимного сочинения «Худуд ал-‘Алам», поскольку большая часть его известий принадлежит более раннему автору, текст которого был переработан в соответствии с представлениями, сложившимися на основе других книг.

Воззрения создателя этого труда должны рассматриваться отдельно. Географы Хв. Ибн Хордадбех, ал-Истахри, Ибн Хаукал, ал- Мас‘уди рассказывали о нижнем течении Волги и Прикаспийских областях как о местах обитания хазар (ал-Истахри 1870. Р. 10, 219-222, 227; Ибн Хаукал 1938-1939. Р. 9, 15, 389-394 etc.; ал-Мас‘уди 1863. Р. 7, 10-12, 23-25, 28 etc.). Эти знания отразились на круглых картах мира «классической школы географов» (ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукал), где можно увидеть схематичное изображение границ Хазарии. На этих картах хазары предстают жителями северо-востока Земли близ Каспия при впадении в него реки Итиль, вдоль реки показаны булгары, буртасы, русы, страна Сарир (Ибн Хаукал 1938. Р. 9). Названные описания могут содержать достоверные, пусть и разновременные, сведения.

Дербентский горный проход, некие территории Кавказа, области Причерноморья — вот те границы Хазарии, которые стали известны арабам вследствие политических контактов; границы изменялись по мере внешних и внутренних обстоятельств жизни Хазарии. В информации источников о торговых центрах (но не границах) можно видеть и намеки на административно-политическое деление. В целом, включение библейско-коранических сюжетов и конкретных упоминаний пределов Хазарии соответствовало видению мира, характерному для арабской культуры. Пределы Хазарии, отраженные в книгах арабо-персидских писателей, являются по существу географическим образом пространства этой земли, принадлежавшим арабской культуре.

T.M. Калинина


Комментировать


девять − 4 =

Яндекс.Метрика