Преподавание как творческая деятельность | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Преподавание как творческая деятельность

Методика проведения вступительной части занятия

Методика проведения вступительной части занятия

В докладе обосновывается, что профессиональная деятельность преподавателя относится к разряду творческих профессий. По содержанию она является трансляцией профессиональной культуры, по процессу представляет собой субъект-субъектное интерактивное общение, предполагает полифонию социальных ролей, формирует профессиональное мышление и личность будущего профессионала, развивает личность самого преподавателя как субъекта творческой деятельности. Преподавание, творчество, профессиональная деятельность, личность.

Как в жизни, так и в научной психологической литературе, деятельность преподавателя не относится к разряду творческих, в отличие от деятельности представителей так называемых «творческих профессий» писателей, художников, музыкантов, журналистов, актеров, т.д. Ни один преподаватель не говорит о своей работе «в моем творчестве». Однако каждый выход преподавателя к студенческой аудитории требует от него принятия нестандартных решений в постоянно меняющихся условиях интерактивного общения со слушателями, то есть, его работа представляет собой собственно творческую деятельность. Как преподаватель общей психологии с 35-летним стажем, приведу ряд аргументов для обоснования справедливости этого утверждения. 1. Профессиональная деятельность преподавателя (далее – ПДП) – это отнюдь не передача знаний или информации. По своему психологическому содержанию ПДП является трансляцией профессиональной культуры, из чего следует, что культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к ее анализу является наиболее адекватным и основным. ПДП исключает простой пересказ, повторение сказанного ранее. Она требует постоянного творческого переосмысления, рефлексии и ретрофлексии, творческого приращения, переструктурирования накопленного и постоянно обновляемого научного опыта. Такое «повторение без повторения» выдвигает серьезные требования к содержательной стороне ПДП.

Чем выше профессиональный уровень преподавателя, тем больше он работает над развитием своей компетенции в конкретной учебной дисциплине. 2. ПДП – это уникальный акт коммуникации, протекающий по правилам субъект-субъектного общения. Представления о преподавании как субъектобъектном общении канули в лету как неадекватные ее содержанию. Отсюда следует, что ПДП требует от преподавателя развития специальных способностей доступно, дидактически безупречно, заинтересованно и интересно раскрывать содержание той или иной научной проблемы, превращая его в учебный материал. Не случайно в перечень педагогических способностей включаются ораторские и актерские, гностические и эмпатийные, способности к моделированию сценариев и к вероятностному прогнозированию развития учебной ситуации, способности

воздействовать на аудиторию и синтонно взаимодействовать с ней. 3. ПДП – коллективно-разделенная деятельность (А.Н.Леонтьев), предполагающая гармоничную полифонию ролей. В рамках этой деятельности преподаватель должен четко осознавать цели своих действий, а также цели действий других участников данной деятельности. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость надситуативной, рефлексивной позиции преподавателя. Непредсказуемость развития ситуации на лекции или семинаре, неповторимость каждой аудитории слушателей предъявляет особые требования к творческим способностям преподавателя. 4. В ПДП велика и ответственна роль ее субъекта личности преподавателя. Здесь особенно остро проявляется проблема соотношения творчества и нравственности. Профессию преподавателя с полным основанием можно отнести к разряду «особо опасных» не только потому, что он работает в так называемой «открытой позиции», что, безусловно, обеспечивает ему наиболее короткий путь к слушателям, но одновременно делает его самого незащищенным и уязвимым.

Не менее важным является то, что преподаватель воздействует на своих слушателей не только на уровне «интеллект-интеллект», но и на более глубоком и ответственном уровне «личность-личность». Причем, чем больше студенты уважают преподавателя и доверяют ему, тем более сильным является такое воздействие. Интересы, оценки, жизненная позиция, ценностные ориентации преподавателя интериоризуются его учениками вместе с презентируемым им предметным содержанием. Таким образом, от преподавателя зависит не только качество формируемого профессионального мышления студентов, но и личности будущего профессионала. В содержание понятия личность мы включаем характеристики человека как субъекта природы, социального субъекта и субъекта культуры (В.В.Петухов).

Безусловно, для личности преподавателя важными являются его природные данные. Голос, мимика, пантомимика, другие природные задатки и сформировавшиеся на их основе функциональные образования (Б.М.Теплов) преподаватель гибко использует как средства реализации своей предметной деятельности. Социальная позиция преподавателя относится к разряду долговременных и несет на себе отпечаток тех норм и социальных ожиданий, которые приняты в обществе на определенном этапе его развития. Если социальная позиция есть характеристика «объективная» (место в структуре общества, которое может занять тот или совсем иной человек, получивший соответствующую профессиональную подготовку), то социальная роль – характеристика «субъективная», открывающая возможность индивидуального наполнения, оживления, вариативности социальной позиции преподавателя.

Таким образом, мы получаем возможность говорить о неповторимом индивидуальном стиле, уникальности того или иного преподавателя. Наконец, перед студентами преподаватель предстает и как личность в точном смысле слова, задавая образцы самостоятельного и ответственного решения важных жизненных проблем на основе общечеловеческих культурных принципов. Личность преподавателя – это самоактуализирующаяся личность (А.Маслоу): она трансцендентна, не равна самой себе в каждый момент своего постоянного развития; открыта новому опыту и ломает сложившиеся стереотипы; она рефлексивна и аутокритична, терпима и толерантна, психологически комфортна в общении и способна к продуктивному одиночеству, наполненному работой. Обобщая сказанное, мы приходим к выводу о том, что профессиональная деятельность преподавателя является творческой, а ее субъект – творческой личностью.

Петухова И.А


Комментировать


9 × семь =

Яндекс.Метрика