Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Преподавателями не рождаются, преподавателями становятся

Работа военного преподавателя помимо высоких профессиональных знаний и войскового опыта требует еще и специфических педагогических знаний, умений, навыков, способности вести активную воспитательную работу. Можно ли требовать от каждого офицера, назначенного на преподавательскую работу, сочетания всех этих качеств? Или преподавателем может быть только тот, кому природой заложены способности учителя?

Не будем пока говорить о порядке отбора кандидатов па замещение преподавательских должностей, об учете склонности к этой работе у назначаемых офицеров. Назначение состоялось. Может ли офицер выработать у себя необходимые для преподавателя качества? Практика военных учебных заведений показывает, что большинство из назначенных на преподавательские должности офицеров со временем становится хорошими преподавателями. Но необходимым условием для этого является сочетание личной настойчивости, трудолюбия и желания с хорошо поставленной методической работой в учебном заведении в целом и непосредственно в коллективе преподавателей кафедры (цикла), в частности.

Приведем в подтверждение этого вывода пример, рассказанный начальником кафедры огневой подготовки 60-х гг. Московского Высшего общевойскового командного училища полковником А. И. Молочковым.

В Военном педагогическом институте Советской Армии, который в послевоенные годы готовил преподавателей для военных училищ, был слушатель — капитан В. Беланов; учился он хорошо. На втором курсе обучения в составе группы слушателей института он проходил педагогическую практику в одном из военных училищ. Приехавший проверять ход практики преподаватель института присутствовал на практическом занятии с курсантами по огневой подготовке, которое проводил капитан Беланов. Несмотря на то, что к занятию слушатель тщательно готовился сам, ему помогали руководитель практики и преподаватели училища, занятие было проведено очень плохо. Проверяющий в личной беседе посоветовал капитану после окончания учебы не идти на преподавательскую работу, к которой, по его твердому убеждению, у него нет данных.

Прошло несколько лет. Тот же преподаватель института приехал с группой стажеров-преподавателей в Московское военное училище. В соответствии с планом стажировки офицеры должны были в первые дни присутствовать на занятиях лучших преподавателей училища. По расписанию одно из показных занятий по огневой подготовке было запланировано преподавателю кафедры майору Беланову. Когда руководитель стажировки уточнил, что это известный ему ранее выпускник Военного педагогического института, он предложил начальнику кафедры назначить на показное занятие другого, более опытного руководителя. Начальник кафедры выслушал рассказ проверяющего о причинах его просьбы и подтвердил свое решение о проведении занятия именно этим преподавателем.

Показное занятие по одной из сложных тем основ стрельбы было проведено руководителем очень хорошо. На его обсуждении было высказано много лестных слов в адрес преподавателя, у которого действительно было чему поучиться молодым коллегам. И проверяющий — с согласия майора Беланова — рассказал на разборе занятия историю их знакомства, состоявшегося более пяти лет назад; откровенно и с удовлетворением признал ошибочность своей прошлой оценки возможностей майора Беланова как преподавателя. Больше того, этот случай, как он объяснил всем присутствовавшим на разборе занятия, убеждает его в том, что нельзя делать подобные категорические выводы о способностях или неспособностях офицера; только практическая деятельность может дать ответ о возможностях преподавателя. Он принес извинения за свой ошибочный и поспешный вывод по их прошлой встрече.

В ответ майор Беланов рассказал, что та давняя неудовлетворительная оценка его занятия явилась для него важнейшим уроком; после нее он поставил себе задачу, не жалея времени и сил, овладеть мастерством преподавания. Как он считает, ему потребовалось около четырех лет на то, чтобы освоить основы профессии; что и теперь еще он многому учится в методике у товарищей по работе; что он не только не в обиде за ту былую справедливую оценку, но и считает ее важным толчком к его становлению как преподаватели.

Кстати, в последующем, пройдя путь старшего преподавателя, полковник В. Беланов много лет успешно трудился в одном из отделов Управления боевой подготовки военного округа, по праву считался хорошим специалистом по вопросам огневой подготовки мотострелковых подразделений, был автором статей по методике огневой подготовки.

Подобные примеры, наверное, известны и в других военных учебных заведениях. Вывод из них однозначен — офицер, имеющий соответствующую общеобразовательную и военную подготовку, способен настойчивым трудом овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для преподавательской работы, почувствовать ее вкус, ее розы и шипы, полюбить ее и стать хорошим преподавателем. Это долг и обязанность офицера, назначенного на педагогическую должность.

В становлении преподавателя важное значение имеет его умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своих знаний, О своем опыте такой работы рассказал старший преподаватель огневой подготовки курсов «Выстрел» полковник Б. А. Шаров.

С самого начала преподавательской деятельности он составлял конспекты и планы проведения занятий, оставляя в каждом место для последующих записей своих впечатлений и выводов по их проведению. Эти заметки он старался делать в тот же день «по горячим следам», пока в памяти сохраняются все подробности. И, конечно, делать их объективно, не щадя самолюбия, не прощая никаких своих ошибок и недоработок и, тем более, послаблений требований к обучаемым.

С течением времени у него сложился примерно такой порядок вопросов разбора своего занятия;

а) по организации — удачен ли избранный план занятия; правильно ли намечены учебные места и распределено учебное время работы па них; все ли вопросы удалось отработать; вызвало ли занятие интерес у обучаемых;

б) по материальному обеспечению — что следует добавить, какие изготовить дополнительно схемы, таблицы и т. п.;

в) по методике проведения — какие недочеты допустил, что на до изучить более глубоко; какие приемы оказались удачными; доволен ли сам проведением занятия.

Конечно, не после каждого занятия удавалось сделать заметки по всем этим вопросам, иногда не хватало времени в повседневных делах, иногда делал лишь одну-две пометки «хорошо!» по какому-то вопросу конспекта или, наоборот, «плохо, надо думать» и т. п. Однако даже первые годы дали ему очень хороший материал для раздумий; позже он начал делать свои заметки более развернуто и систематизированно, на их основе написал несколько хороших методических пособий, разработал ряд рационализаторских предложений. Конспекты он сохранял вместе со своими записями-замечаниями многие годы, пользовался ими сам и охотно делился своим опытом с товарищами. Это одно из направлений повышения методического мастерства очень помогло, как считает полковник Шаров, ему в освоении профессии преподавателя. Много лет он проводил занятие с учебными группами офицеров военных училищ на курсах «Выстрел». И они с благодарностью вспоминают его уроки по многим сложным темам огневой подготовки.

Очень действенным средством повышения уровня профессиональной подготовки являются взаимные посещения занятий преподавателями. Они могут проводиться по планам кафедры (цикла), по могут осуществляться по взаимному соглашению офицеров— в зависимости от желания и потребности обмена опытом в помощи Друг другу. Важным условием успешного воздействия взаимных посещений занятий являются доброжелательные, дружеские отношения между преподавателями.

Тогда разборы занятий друг друга будут объективными, принципиальными, без обид и подсиживаний. Сошлемся на положительный опыт такой формы методической работы преподавателей огневой подготовки на курсах «Выстрел». Начальник цикла предлагает преподавателям подумать и сообщить ему, кто с кем из товарищей считает полезным обменяться посещением занятий на предстоящий месяц. Преподаватели уже знают, что цель таких посещений не контроль, а помощь друг другу в повышении качества занятий и поэтому в большинстве своем охотно используют такую возможность. Внимательно разобравшись с пожеланиями офицеров, начальник цикла, если находит нужным, вносит в них изменения с учетом опыта преподаватслей и своих намерений и включает взаимные посещения занятий в план методической работы цикла.

Такую форму помощи друг другу считают очень полезной преподаватели курсов офицеры В. А. Власов, В. Г. Чернов, И. Г. Петров и др. Вспоминая начало своей работы на курсах, они отмечают, что посещение занятий своих товарищей —И. И. Гордеенкова, В. Г. Исаева, В. Г. Бахирева и других, всегда давало пищу для полезных, иногда острых споров, обогащало их знания и методический опыт, существенно помогало в освоении новых тем программы, часто рождало предложения для рационализаторской работы, по созданию учебных приборов, стендов и т. п. Не пропускались в дружеских обсуждениях занятий даже незначительные промашки, оговорки, неправильные ударения в словах и т. п. Таких свободных обсуждений на официальных методических совещаниях, как правило, не получается — в этом значительное преимущество доверительных товарищеских обсуждений-уроков.

И, наконец, отметим еще одно важное направление работы по становлению преподавателя — необходимость постоянного и систематического расширения своего кругозора: военного, политического, общего. Обучаемых иногда интересуют самые различные вопросы. В беседах на перерывах между уроками они могут спрашивать и о политических, и о спортивных новостях, о новых течениях в музыке для молодежи и об открытии астрономами новой «черной дыры». …Конечно, военный преподаватель по кругу своих служебных функций не обязан следить за новинками киноэкрана и зарубежной эстрады. Но обязанности его как воспитателя как раз и подразумевают необходимость широкого кругозора во всех областях жизни современного человека. Тем более нельзя преподавателю оставаться только узким, пусть высококлассным военным специалистом.

Он обязан иметь достаточные общие представления и понятия о других военных дисциплинах, изучаемых его подопечными с другими преподавателями. Ведь он проводит занятие с людьми, которые изучают много различных предметов, и все преподаватели от каждого обучаемого требуют знаний своего. Обучаемые должны видеть в своем преподавателе образец, к которому они должны идти в результате своей учебы.

Поэтому преподаватель тактики должен иметь достаточные общие понятия и об устройстве боевой техники и вооружения, и о средствах инженерного обеспечения боевых действий и т. д. Так же как преподаватели специальных дисциплин, обязаны знать общие вопросы тактики. Понятно, что командирская учеба преподавателей в военных учебных заведениях не может полностью решить все рассмотренные задачи. Требуется осознанная, настойчивая, самостоятельная работа, самообразование и самовоспитание для повышения общей педагогической культуры и общего кругозора офицера-преподавателя. Это, кстати, и задача любого советского офицера.

Помимо личного желания и настойчивого труда немаловажную положительную роль в таком становлении играет коллектив кафедры (цикла), общая постановка методической работы в учебном заведении, творческий настрой преподавательского состава, требовательность и объективность руководства кафедрой в сочетании с доброжелательностью и уважением ко всем преподавателям.

Конечно, «рождение» хорошего преподавателя происходит быстрее и менее болезненно у тех, кто имеет педагогические способности, склонность к педагогической работе. Иногда они проявляются сразу, почти с первых аанятий; про таких говорят, что они родились педагогами. У некоторых офицеров способности проявляются не сразу, с накоплением опыта и знаний на практической работе и раскрываются со временем. Во всех случаях особенно ярких, самобытных и способных преподавателей надо замечать руководству, смелее и шире распространять их опыт, выдвигать по должности — все это будет способствовать повышению общего уровня педагогического мастерства среди преподавателей учебного заведения.

К сожалению, как показывает жизнь, не всякий, назначенный на преподавательскую должность, становится хорошим преподавателем. И главной причиной этого является недостаточное личное желание офицера кропотливо и настойчиво работать. Иногда даже офицер, имеющий явные задатки хорошего преподавателя, таковым не становится из-за нежелания критически оценить своп предыдущие командирские навыки; считающий себя достаточно зрелым командиром, а следовательно, преподавателем (это, мол, легче); чурающийся систематической кропотливой работы по подготовке занятий; не стремящийся в конечном счете овладеть профессией преподавателя.

Поэтому, при назначении па преподавательские должности следует считаться, помимо учета всех необходимых данных но образованию, прохождению службы и т. д., еще и с желанием или нежеланием офицера стать профессионалом — военным педагогом. Если такого желания нет, то «рождения» преподавателя, как правило, не происходит.

Можно высказать предложение о том, что в настоящее время в соответствии с установкой на реформу, в том числе на новый подход к подбору кадров, в военных учебных заведениях замещение вакантных должностей преподавательского состава целесообразно производить по конкурсу, Это позволило бы подбирать на преподавательские должности наиболее способных офицеров, обязательно имеющих желание посвятить свою службу делу обучения и воспитания курсантов и слушателей. Добавим к этому, что особенно вдумчиво надо относиться к назначению старших преподавателей, заместителей и начальников циклоп и кафедр — они должны иметь помимо командирского войскового опыта еще и необходимые педагогические знания, чтобы быть подлинными лидерами педагогического коллектива. Практика подтверждает, что в тех учебных заведениях, где кафедрами руководят умелые высокообразованные начальники, сами владеющие педагогическим мастерством, становление новых преподавателей происходит быстрее и эффективнее.

Преподавателями не рождаются, Ими Становятся.


Комментировать


1 × = семь

Яндекс.Метрика