Проблема ответственности изобретателя | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Проблема ответственности изобретателя

Как анализировать проблемы?

Работа посвящена проблеме ответственности изобретателя за свои открытия. Понимание и прогнозирование ученого последствий своего открытия играет огромную роль в развитии общества в целом и каждого человека в частности, особенно на современном этапе развития. Представляется необходимым начать формирование этоса ученого на этапе школьного образования. Ключевые слова: ответственность, открытия, изобретатель, решения, последствия, этос. Мы живем в эпоху научного прогресса. Вся наша жизнь складывается из открытий и не только научных. Мы окружены множеством приборов и машин, продуктов питания и лекарств, одежды и игрушек и многое другое. Все это было изобретено и придумано в разные времена. Представляется, что продукты, созданные человеком, должны нести благо, обеспечивать ему комфортное проживание. Но, как показывает история человечества, не все изобретения принесли пользу.

Целью нашей работы является анализ проблемы ответственности изобретателя. Исходя из цели, задачей мы видим обоснование необходимости формирования этоса ученого на этапе школьного образования. Все мы обладаем возможностью принятия решений и совершения действий согласно его предпочтениям, однако необходимо заранее обдумывать дальнейшие последствия. Каждый из нас в течение всей жизни постоянно сталкивается с той или иной мерой ответственности в любой сфере деятельности. Такие профессии, например, как юрист, врач, спасатель характеризуются повышенным уровнем ответственности. От правильности решений, принятых этими людьми, зависят множество жизней. В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» автор затрагивает неправильное и непродуманное применений научных открытий.

Булгаков в лице своего героя заинтересован не столько в рассмотрении самого «открытия», сколько в том, как с ним обходятся люди – используют его во вред или во благо [1]. Примечательным примером является всем знакомая история Маленького Принца А. де Сент-Экзюпери. То, как герой тщательно ухаживает за своей планетой, как он бережет свою розу – это и есть ответственное отношение к окружающему миру. Без него бы все погибло, каждое растение на планете нуждается в нем и зависит от его внимания и любви. Не зря автор упоминает в тексте такую фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили» [4]. А.Д. Сахаров говорит об опасностях и последствиях, связанных с научными изобретениями: «Ученые, инженеры, специалисты обладают — в силу профессиональных знаний и особенностей положения — широким и глубинным пониманием возможностей применения на благо людям достижений науки и технологии и одновременно связанных с этим опасностей и в какой-то мере пониманием, или стремлением к пониманию, позитивных и негативных тенденций и возможных последствий прогресса в целом.

Долг всех нас — всемерно способствовать полной реализации этих достижений и дальнейшему их развитию в мире, где жизнь большинства людей все еще очень тяжела, где столь многим угрожают голод, ранние болезни и преждевременная смерть» [3]. А должны ли ученые и изобретатели нести ответственность за то, что они создают? Несут ли ответственность Э. Уолтон и Д. Кокрофт, которые смогли впервые расщепить ядро атома, Э. Резерфорд, сделавший важные открытия в области изучения атомов? Мы полагаем, что люди, связанные с профессиями такого рода, должны осознавать высокий уровень моральной ответственности за свои действия. От их надежности, предусмотрительности и осторожности зависит судьба целого мира и всего человечества. Ответственность должны нести и те, кто использует их открытия и изобретения. К примеру, Г.Х. Эрстед в 1825 году благодаря своим экспериментам получил такой металл, как алюминий. С годами алюминий становится все более популярным и распространенным материалом в промышленности.

Но со временем его «полезные» свойства начали проявляться не в самую лучшую сторону с точки зрения экологии, так как 1 тонн алюминия выбрасывает в окружающую среду приблизительно 40 кг токсичных веществ, что негативно влияет на здоровье людей и вызывает разного рода заболевания. Или, например, А.-М. Ампер, М. Фарадей, Дж.-Дж. Томсон – ученые, заложившие основу развития электричества, на основе которой позже создали электрический стул. Данные примеры можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, из-за одной небольшой недоработки, в том или ином открытии, может пострадать все население планеты Земля, с другой – открытие электроэнергии дало нам свет, тепло, связь и множество других привилегий, связанных с развитием производства, промышленности и других отраслей. Проблему детального предвидения своих изобретений поднимает также Т.И. Ойзерман. Он считает, что: «Материальное производство как целеполагающий и целесообразно организованный общественный процесс предполагает предвидение его планируемых результатов. Это предвидение становится подлежащей разрешению проблемой, поскольку производство развивается, обретает качественно новые формы, превращается в производство неизвестной прежде продукции, осуществляемое неизвестными прежде техническими средствами и технологическими процессами. Такова ситуация, сложившаяся благодаря научно-технической революции, которая началась, полвека тому назад и с тех пор приобрела характер непрерывной, завершение которой не поддается сколько-нибудь обоснованному предвидению.

Необходимой основой развития новых, стремительно прогрессирующих отраслей производства (лазерная техника, биотехнология, микроэлектроника, космонавтика и др.) являются научные исследования, не только прикладные, но и фундаментальные. Необходимо конкретизировать представление о предвидении научнотехнического прогресса, выделить его основные, существенно отличные друг от друга типы» [2]. Он рассуждает о том, что развитие любой техники порождает, прежде всего, неизвестную продукцию, которая может негативно сказаться на нашем будущем. Пример ответственности можно увидеть и в медицинской сфере. Создатели ботулотоксина даже не думали, что в будущем созданный ими органический яд станут применять в хирургии. Во время войны 1991 года в Ираке, правительство заготовило большое количество токсина для использования его на своих баллистических ракетах ЭльХусейн. Во Вторую мировую союзные войска всерьез опасались, что нацистские войска располагают запасом токсина ботулина, и даже начали готовить вакцину от него. В это же время США стали изучать токсин для собственного биологического оружия, что в 70-х и привело к созданию ботокса. Ботокс — самая популярная вещь в 21 веке. Каждая третья девушка пользуется данным изобретением, но не всегда оно имеет положительный результат. Существует много случаев, когда применение данного препарата доводило людей до летального исхода.

Каждый изобретатель должен конкретнее изучать тот или иной предмет или явление, чтобы в последующем избежать совершения ошибок глобального значения при воплощении в жизнь данного изобретаемого предмета, иначе говоря, заранее конкретизировать и прогнозировать результаты своих исследований. Он должен обладать широким и глубоким пониманием возможности применения своего предмета, а также учитывать позитивные и негативные тенденции и возможные последствия развития данного продукта.

Любое изобретение влечет за собой последствия, которые сказываются на жизни общества. Поэтому когда мы говорим о выборе профессии, профессиональной подготовке, необходимо помнить о главной составляющей – этике ученого и изобретателя. С подачи Р.К. Мертона началась полемика по вопросу о нормах научного этоса. Именно он сформулировал 4 принципа этоса ученого (универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм). Представляется, что начало процесса формирования этоса и ответственности может быть заложено на уроках ОБЖ, обществознания и истории, начиная с 5 класса общеобразовательных школ. Свои первые шаги в исследовательской деятельности (пусть даже на обзорном и реферативном уровне) школьники должны делать, имея представления об ответственности за свои исследования, открытия [5].

Список литературы 1. Булгаков М. А. Собачье сердце. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://readme.club/book/726-sobach-e-serdce. 2. Ойзерман Т.И. Научно – технический прогресс: возможности и границы его предвидения // Т.И. Ойзерман // Техническая реальность в ХХ1 веке. Материалы 1V Конференции по философии техники и технетике (Омск, 20 – 22 января 1999 г.). Вып. 8. «Ценологические исследования». Ред. и сост. Б.И. Кудрин. – М.: Центр системных исследований, 1999. – 256 с. 3. Сахаров А. Д. Ответственность ученых. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/294146 4. Сент-Экзюпери А. Маленький принц [Электронный ресурс] Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/malenkij-princ/ 5. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, 2006. — 773 с.

А.А. Гребнева, А.П. Челухоева, С.В. Ковыршина


Комментировать


девять − 5 =

Яндекс.Метрика