Проблемы идентификации и учета интеллектуального капитала | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Проблемы идентификации и учета интеллектуального капитала

В статье на основе обобщения и систематизации существующих на­ учных концепций рассматриваются проблемы идентификации и опреде­ ления структуры интеллектуального капитала, его роли в обеспечении конкурентоспособности организации, создании стоимости, проблемы учета в системе финансовой отчетности предприятия. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные акти­ вы, интеллектуальная собственность, структура, учет. Одной из важнейших ценностей организации является способность сотрудников организации формировать новые знания, превращать результаты интеллектуальной деятельности в товар, создавать новые способы получения доходов.

Так формируется интеллектуальный капитал компании как умственная деятельность сотрудников по увеличению стоимости организации. Наряду с этим информация, деловая репутация фирмы, наукоемкие технологии приобретают все более важную роль в деятельности субъектов рынка, так как определяют способность быстрой перестройки организации под влиянием факторов внешней среды. Только используя интеллектуальные способности, человек может эффективно применить материальный и финансовый капиталы. Термин «интеллектуальный капитал» появился в том момент, когда главными факторами производства и конкуренции становятся не только материальные и природные ресурсы, но и ресурсы интеллектуальные и информационные. Необходимость управлять интеллектуальным капиталом возникает благодаря компаниям, которые расходуют от 5 до 25% доходов на проведение научных исследований и разработку инноваций: Apple, Microsoft, IBM, Google.

Появляются новые направления предпринимательской деятельности — интеллектуальный и информационный бизнес. В связи с этим актуальность приобретают проблемы идентификации и учета интеллектуального капитала. Требуется уточнение понятий, характеризующих интеллектуальный капитал, обоснование возможности его коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Можно привести целый ряд определений интеллектуального капитала. Дж. К. Гэлбрейт определял интеллектуальный капитал как интеллектуальную деятельность [Bontis, 1996]. О роли интеллектуального капитала в обеспечении конкурентоспособности организации говорит Кит Брадли: «Интеллектуальный капитал — это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям» [Albert, Bradley, 1996].

Ученые постоянно корректируют и дополняют определение интеллектуального капитала. Э. Брукинг, глава консультационной компании The Technology Broker, пишет, что без интеллектуального капитала как нематериального актива организация не может функционировать и быть конкурентоспособной на рынке товаров и услуг. «Человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы обозначаются обобщающим термином интеллектуальный капитал» [Брукинг, 2001]. Л. Эдвидсон считает, что интеллектуальный капитал способствует формированию таких видов капитала, как потребительский, процессный, инновационный и др. Под интеллектуальным капиталом Л. Эдвинссон и П. Салливан понимали знания, которые обладают определенной ценностью, т. е. могут быть превращены в стоимость. А. Прусак говорит о том, что интеллектуальный капитал фирмы можно рассматривать в качестве формализованного материала, воплощенного в нематериальные активы компании. Очевидно, что единого определения интеллектуального капитала нет, так как это понятие собирательное, служащее для определения прав на результаты интеллектуальной деятельности (произведений литературы и искусства и др.), средства индивидуализации субъектов хозяйствования, товаров и услуг и т. д. По мнению Стивена Уоллмана, интеллектуальный капитал — это активы, балансовая стоимость которых равна нулю. В большинстве случаев в российской теории и практике предпринимательства для отражения любых нематериальных объектов используется понятие «интеллектуальная собственность», тогда как для целей ведения бухгалтерского учета в организации применяется термин «нематериальные активы». Рассмотрим кратко сущность и область применения этих понятий.

Понятие «интеллектуальная собственность» сформировалось в процессе решения проблемы регулирования отношений собственности, отношений по поводу создания, использования и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. В этом смысле интеллектуальная собственность представляет в настоящий момент обобщающее понятие, обозначая собой совокупность всех прав на результаты творческой деятельности и некоторые приравненные к ним объекты.

В качестве объектов интеллектуальной собственности выделяют: – права на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и меры по пресечению недобросовестной конкуренции); – права на секреты производства (ноу-хау); – права на объекты авторского права и смежных прав. Под нематериальными активами в большинстве случаев понимаются активы предприятия, обладающие стоимостью и приносящие доход предпринимателю (или создающие условия для получения дохода), которые используются в течение длительного периода, но не имеют физического (материального) содержания. В соответствии с п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» от 27 декабря 2007 г. № 153н, для бухгалтерского учета объектов в качестве нематериальных активов необходимо выполнить единовременно следующие условия [Положение по бухгалтерскому учету]: а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (контроль над объектом); в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

В этом случае к нематериальным активам можно отнести, например, секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; достижения селекции. Деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), также учитывается в составе нематериальных активов предприятия. Не могут являться в соответствии с бухгалтерским учетом нематериальными активами организационные расходы, т. е. расходы, связанные с образованием юридического лица; знания, компетенции, деловые качества персонала организации, их способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. Можно сделать вывод, что большая часть элементов интеллектуального капитала не подлежит учету как нематериальный актив компании. Попробуем выделить ряд причин, по которым подобный учет следует осуществлять: – это позволит определить причины, способствующие повышению эффективности деятельности организации; – это будет способствовать более адекватному отражению стоимости организации;

– это обеспечит существующих и потенциальных инвесторов более полной информацией о компании; – это позволит более эффективно осуществлять управленческие воздействия на персонал организации, повышая профессиональные компетенции работников предприятия и деловую репутацию фирмы. Цена компании (гудвилл) определяется как стоимость ее деловой репутации. Деловая репутация выделена в структуре нематериальных активов предприятия в соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл в деловом мире понимается как величина, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в бухгалтерской отчетности (учтена в балансе), или как стоимость практически всех нематериальных активов организации.

По мнению сторонников и первой, и второй точек зрения, гудвилл: – не может быть отделен от действующего предприятия, т. е. не может быть продан отдельно от него; – присутствует только при наличии избыточной прибыли. Гудвилл возникает, когда компания стабильно получает высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.

Понятие «нематериальные активы организации» основано на затратном принципе их идентификации. Подобный подход значительно сужает возможности анализа, поскольку не все нематериальные активы компании можно однозначно идентифицировать и провести оценку по затратам на их приобретение или создание. Можно согласиться с точкой зрения Р. Брейли и С. Майерса, утверждающих, что сущностные черты тех или иных активов определяются их ролью в экономической деятельности и способах получения полезности от использования, а не физической природой [Брейли, Майерс, 2007]. Брейли и Майерс все активы организации подразделяют на активы реальные и финансовые. К реальным активам относятся материальные и нематериальные активы. Реальные активы представляют собой любые факторы, процесс создания и использования которых увеличивает реальную рыночную стоимость фирмы. Финансовые активы лишь отражают стоимость стоящих за ними реальных активов. По мнению данных авторов, состав нематериальных активов фирмы, безусловно, шире понятия, определяемого бухгалтерскими трактовками и инструкциями.

Это касается активов, расширяющих возможности фирмы не за счет использования прав владения, пользования и распоряжения, а за счет уникального интеллектуально-информационного характера (корпоративная культура, репутация фирмы, управленческие навыки руководителей, потребительская преданность и пр.). Именно уникальность является единственным фактором конкурентоспособности фирмы, который невозможно приобрести на ресурсном рынке, а уникальное сочетание информационно-интеллектуальных элементов является продуктом творческой деятельности самой фирмы. Э. Брукинг в составе нематериальных активов выделяет две основные группы: интеллектуальные активы и права собственности или иные права на эти активы. Под интеллектуальными активами предлагается понимать совокупность информационных факторов функционирования экономического субъекта, создаваемых и используемых как внутри организации, так и в окружающей среде с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ [Брукинг, 2001]. К ним относятся имидж фирмы, корпоративная культура, управленческие навыки руководителей, маркетинговая информация и др. Права собственности и иные права являются активами постольку, поскольку защищают возможности фирмы по владению, пользованию, распоряжению интеллектуальными или иными объектами. Защищенное право становится самостоятельным источником рыночной ценности фирмы.

Можно привести еще одно определение интеллектуального капитала, являющееся одним из самых обоснованных с экономической точки зрения определений, в соответствии с которым интеллектуальный капитал представляет собой все неденежные и нематериальные ресурсы, участвующие в создании ценностей и полностью или частично контролируемые предприятием. Интеллектуальный капитал структурно состоит из трех частей: отношенческого капитала, человеческого капитала и организационного капитала. Каждый из данных элементов тем или иным образом участвует в создании стоимости для организации. Под отношенческим капиталом понимаются экономические и финансовые взаимоотношения организации с клиентами и потребителями, органами власти и управления, партнерами, поставщиками, производителями, акционерами, посредниками, конкурентами, некоммерческими организациями и т. п. Данного вида ресурсы не являются собственностью компании, не могут быть полностью под ее контролем, так как зависят в большинстве своем от человеческого фактора. К организационному капиталу относят информацию, системы управления, бренды, интеллектуальную собственность, структуры управления, т. е. все то, что остается на предприятии после ухода работника из фирмы и является специфическими дополнительными ресурсами. Третьей частью интеллектуального капитала является человеческий капитал, т. е. индивидуальные качества сотрудника: его знания, умения, навыки, компетенции, профессионализм, способности, психологические особенности, личные деловые связи, способность к инновационной деятельности, культурные особенности и др. Индивидуальные качества сотрудника не могут быть заменены ничем другим (например, машинами или механизмами). В отечественной литературе выделяют такие наиболее важные свойства нематериальных ресурсов всех видов, влияющих на рыночную деятельность организаций, как их способность к расширению, сетевые преимущества, неликвидность.

В отличие от материальных активов, по мере роста масштабов производства отдача от нематериальных ресурсов лишь увеличивается. Альтернативное использование нематериальных ресурсов в одно и то же время не снижает их полезность по сравнению с материальными активами. Формирование сетевых эффектов происходит при включении неосязаемых активов в систему в качестве особого элемента. При этом увеличение количества составных элементов приводит к соответствующему приросту эффектов [Торгунакова, 2014]. С точки зрения роли в увеличении рыночной стоимости фирмы нематериальные ресурсы имеют ряд очень важных особенностей. Так, нематериальные ресурсы, участвуя в формировании конечной стоимости продукта, не имеют фиксированной стоимости, не устаревают физически и могут использоваться одновременно в разных направлениях деятельности.

Интеллектуальные продукты и знания могут выступать как средством осуществления бизнеса, так и результатом, коммерческим продуктом деятельности фирмы. Некоторые неосязаемые активы, к примеру технологии, ноу-хау, информация, так же как и физические активы, могут быть приобретены путем их купли-продажи, сданы в аренду и пр. К их числу нельзя отнести такие элементы, как корпоративная культура или имидж предприятия, которые иногда в большей степени влияют на уровень прибавочной стоимости, нежели материальные активы. Существует порядка 25 методов оценки интеллектуального капитала, которые различные авторы группируют в четыре группы: 1) методы прямого измерения; 2) методы рыночной капитализации; 3) методы отдачи на активы; 4) методы подсчета очков. Первая группа методов — это методы прямого измерения (Direct Intellectual Capital methods — DIC). Эти методы основаны на идентификации и оценке в денежных величинах отдельных активов или компонентов интеллектуального капитала. На втором этапе определяется интегральная оценка интеллектуального капитала. Недостатком данных методов является то, что взаимодействие элементов интеллектуального капитала не всегда приводит к положительному синергическому эффекту. Это объясняется эмерджентностью интеллектуальных активов. Вторая группа методов основана на расчете стоимости всех интеллектуальных активов компании без разделения их по частям. Тем самым можно преодолеть трудности первой группы методов.

На этом принципе основаны методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods — MCM). В этом случае вычисляется разность между рыночной капитализацией и собственным капиталом компании, а полученная величина рассматривается как стоимость всех ее нематериальных активов, т. е. интеллектуального капитала. Можно сделать вывод: данный подход показывает не собственную стоимость интеллектуальных ресурсов организации, а то, сколько за них готовы доплатить на конкурентном рынке потенциальные покупатели. Наиболее удачными, на взгляд авторов, являются методы отдачи на активы (Return on Assets methods — ROA). В соответствии с данными методами отношение среднего дохода компании до вычета налогов за некоторый период к материальным активам компании сравнивается с аналогичным показателем для отрасли в целом. Чтобы вычислить средний дополнительный доход от использования интеллектуального капитала, полученную разность умножают на материальные активы компании. После этого путем прямой капитализации или дисконтирования получаемого денежного потока определяется стоимость всех интеллектуальных ресурсов компании.

Часто для оценки интеллектуального капитала компании используются методы подсчета очков (Scorecard Methods — SC), не предполагающие получения стоимостных результатов. При их применении идентифицируются различные компоненты нематериальных активов или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков. В условиях купли-продажи бизнеса наиболее приемлемы MCMи ROA-методы, которые в какой-то мере дополняют друг друга: MCM-методы показывают, сколько потенциальный покупатель готов заплатить, а ROA-методы затрагивают собственную стоимость интеллектуального капитала. Они могут использоваться для сравнения компаний в пределах одной отрасли и иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. MCM-методы могут применяться только к публичным компаниям. Недостатком данных методов является то, что они бесполезны для некоммерческих организаций, внутренних отделов и организаций общественного сектора. С этой точки зрения преимущества DIC- и SC-методов в том, что они могут быть применены на предприятиях любых организационно-правовых форм и организационных структур управления, при этом результат может быть даже более точным, чем измерение финансовых показателей.

Несмотря на недостатки существующих методов оценки интеллектуального капитала компании, они будут применяться в целях обеспечения предприятия необходимой информацией для принятия и реализации управленческих решений в организации. Нечеткое определение понятия «интеллектуальный капитал» не позволяет включить в систему управленческого учета нефинансовые показатели развития основных элементов интеллектуального капитала, учесть их роль в создании стоимости предпринимательской структуры. Классические системы финансовых управленческих показателей основаны на использовании исключительно финансовых данных. Между тем необходимо дополнить систему внутрифирменной отчетности предпринимательской структуры информацией о степени реализации мероприятий по формированию интеллектуального капитала, привязать эту информацию к конкретному управленческому решению, т. е. к оперативному и тактическому управлению, к основным тенденциям изменения финансовых показателей: рентабельности, выручки, затрат, к реальностям рынка и ситуации в компании и избежать повторных ошибок в управлении нематериальными активами.

Сложности возникают при формировании системы внешней отчетности предприятия, предназначенной для учредителей и потенциальных инвесторов компании, в целях принятия ими решений об инвестициях/девистициях, для подтверждения финансовой стабильности компании, поскольку она не содержит информации об уровне развития интеллектуального капитала. Необходимо ускорить и упростить процесс планирования мероприятий, направленных на управление интеллектуальным капиталом, включить управление им в процесс стратегического планирования, осуществить выбор элементов интеллектуального капитала, оказывающих наибольшее влияние на показатели деятельности предприятия, на увеличение его стоимости. С учетом сферы деятельности, ресурсов, конкурентных преимуществ и структуры предприятия необходимо создать уникальную комбинацию возможных элементов интеллектуального капитала, позволяющую организации знать, чем она отличается от конкурентов и каких стандартов должна придерживаться, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, получить синергический эффект от взаимосвязанности элементов. Увязка управления организацией с факторами стоимости позволит сформировать своеобразные цепочки создания стоимости.

Для того чтобы провести сегментацию фирмы, основываясь на сферах компетентности, нужно знать характерную для нее цепочку создания стоимости. Типовая цепочка создания стоимости, по всей видимости, должна включать все функциональные направления в деятельности предприятия: и сферу логистики, и сферу производства, и финансовую сферу, и маркетинговую деятельность, и сферу распределения, продаж и обслуживания. При этом вся деятельность предприятия должна рассматриваться через призму его готовности активно проводить нововведения, внедрять информационные технологии высокого уровня, грамотно управлять человеческими ресурсами, осуществлять такую корпоративную стратегию, при которой миссия, культура, ценности компании были бы четко определены и направлены на создание и приращение стоимости предприятия [Торгунаков, 2010]. Затронутые в статье вопросы не раскрывают все проблемы, связанные с нематериальными активами предприятия. В то же время данные проблемы не могут быть решены без четкого определения сущности и структуры интеллектуального капитала.

Библиографический список

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериаль­ ных активов» ПБУ 14/2007: утв. приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н // Справочная правовая система «Кон­ сультантПлюс» (дата обращения: 01.10.2016). 2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: учебник для вузов. М.: Олимп-бизнес, 2007. 3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001. 288 с. 4. Торгунаков Е. А. Управление конкурентоспособностью пред­принимательских структур в условиях трансформации конку­ рентной среды. СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. 5. Торгунакова Е. В. Механизм управления корпоратив­ ной культурой предпринимательских структур. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2014. 6. Albert S. & Bradley K. Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions relating to Organizations and Management Practices. Working Paper Series No 15. Milton Keynes, Open University Business School, 1996. 7. Bontis N. Intellectual capital: an exploratory study that develops measures and models. Paper presented at ASAC, 17th Annual McMaster Business Conference, Managing Intellectual Capital and Innovation. Hamilton (Canada), 1996.

Е. А. Торгунаков, Е. В. Торгунакова


Комментировать


5 + = двенадать

Яндекс.Метрика