Проблемы современного экономического образования и пути их решения | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Проблемы современного экономического образования и пути их решения

В статье рассматриваются некоторые проблемы современного экономического и управленческого образования, раскрывается содержания метода обучения с использованием модельных предприятий. Рассмотрены преимущества модельных предприятий и целесообразность их использования при подготовки специалистов. Ключевые слова: учебное модельное предприятие, современные программы обучения, дидактические принципы, профессиональные компетенции.

На современном этапе развития общества очень актуальным для исследования представляется такой вопрос, как современные недостатки экономического образования и инновации в сфере подготовки экономистов и управленцев. В настоящее время на рынке труда имеется проблема, связанная с наличием массы невостребованных специалистов с экономическим образованием. Такая ситуация сложилась в том числе потому, что уровень образования экономистов в России очень дифференцирован и позиции конкурентоспособности на рынке труда безработных специалистов не слишком прочны.

Современные условия динамичного развития общества оказывают большое влияние на различные стороны жизни студентов. Переход экономики к рыночным отношениям привел к уничтожению существовавшей системы воздействия на социализацию молодого поколения, государство отказалось от ранее существующего принципа управления в отношении социально-профессионального самоопределения молодежи. Образовательные структуры не в полной мере выполняют свои функции по формированию профессионального самоопределения, в результате чего молодым людям приходиться приспосабливаться к сложным условиям вливания в общество, оценивать свои профессиональные интересы и возможности [Зайцева, 2013, с. 187].

Профессиональные учебные заведения начали открывать и расширять набор на специальности, пользующиеся популярностью у будущих специалистов, причем этот процесс принял массовый характер. Также далекие по своему профилю от подготовки экономистов и юристов учебные заведения начали обучение по экономическим, юридическим и другим специальностям. Данный процесс не учитывает информацию о реальной и перспективной потребности в кадрах, но является фактическим ответом на социальный заказ. Тем самым смягчается существующее столкновение между ожиданиями современной молодежи и структурой системы образования. К отрицательным последствиям этого процесса можно отнести несоответствие структуры подготовки кадров и потребностей в них народного хозяйства, иначе говоря, противоречие между рынком труда и рынком специалистов.

В период изменения общества привычные способы взаимодействия, такие как «система образования — производство», не действуют, и возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но также предъявляет к нему определенные требования — умение самостоятельно выбирать, быть готовым к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимо [Батырева, 2003]. В связи с постоянными изменениями экономической сферы, с позиции усложнения взаимоотношений участников этой сферы, преобразования экономических норм и правил, развивается интерес к профессиональной подготовке экономистов, готовых подстраиваться под вышеуказанные трансформации. Как следствие, возникают новые подходы и методики подготовки высококвалифицированных кадров для работы в сфере экономики и менеджмента. Примером образования на основе формирования компетенций выпускника могут служить учебные модельные предприятия или модельные программы предприятий.

Особенность таких программ заключается в том, что при их реализации используются различные методы и формы моделирования будущей профессиональной деятельности обучающихся. Такая модель обучения представляется более динамичной, она принимает во внимание специфику конкретных действий и ситуаций, позволяет работать с абстрактными данными, как с реальной ситуацией, что в итоге позволяет сформировать у обучающегося компетенции, необходимые для сокращения влияния односторонне ориентированного теоретического обучения, увеличения возможностей обучающихся по получению практического и социального опыта в области решения профессиональных задач. Модельное предприятие — специально организованное место, включая дидактические и педагогические принципы обучения, где обучение проходит на конкретной модели/моделях и целью обучения является формирование профессиональных экономических и управленческих компетенций.

Обучение на учебном модельном предприятии или по модельной программе предприятия имеет ряд преимуществ по сравнению с, например, прохождением практики на реально действующем предприятии, а именно: – модельное предприятие в учебном процессе можно рассматривать в качестве образца для реально действующих компаний, в том числе потому что возможности для внедрения различных инноваций, технических новшеств и управленческих подходов на учебном модельном предприятии гораздо шире; – вторым преимуществом является то, что ошибочные действия обучающихся не могут нанести серьезных потерь компании;

– моделирование различных ситуаций является одним из основных принципов модельного обучения и, как следствие, делает процесс обучения более интерактивным. Понятие учебной модельной программы может быть раскрыто как дидактически верно организованная деловая игра. Модельная программа / модельное предприятие включает в себя следующие составляющие: – цель подготовки специалиста определяется общей концепцией профессиональной подготовки экономистов и менеджеров; – обучающиеся и студенты рассматриваются как личности, обладающие индивидуальными особенностями, поэтому в качестве методической основы процесса обучения можно выделить личностно-ориентированный подход; – преподавателю в учебном процессе отводиться роль наставника, тренера, педагога.

К задачам преподавателя можно отнести способность на высоком научном и теоретическом уровне раскрыть вопросы учебных занятий, с использованием современных активных и интерактивных методов обучения; – материально-техническая база модельного предприятия; – особенности содержания учебного и дидактического процессов. Содержание обучения неразрывно связано с потребностями современного мира в формировании профессиональных компетенций обучающихся. Содержание учебного процесса тесно связано со спецификой охватываемого материала. Конкретные методы, используемые в учебном процессе — это различные интерактивные модели, в том числе, выполнение различных кейс-заданий, проектный метод, разбор различных ситуаций, метод фасилитации, проведение деловых игр и т. д.; – организационные формы педагогической деятельности. К организационным формам при обучении на модельном предприятии, как правило, относят: индивидуальное обучение, групповое обучение, работа в малых группах, выполнение индивидуальных и/или групповых заданий и т. д. Обучение по модельным программам не исключает необходимость обращения к теоретическим основам экономики, менеджмента и т. д., хотя и сокращает влияние односторонне ориентированного теоретического обучения, увеличивает возможности обучающихся по получению практического и социального опыта в области решения профессиональных задач. В процессе обучение используются различные принципы, в том числе:

Принцип имитационного моделирования конкретных ситуаций и условий, динамики деятельности предприятия. Реализация данного принципа требует от обучающихся знаний особенностей экономической, финансовой и управленческой деятельности на предприятиях различных организационно-правовых форм и сфер деятельности. Принцип игрового моделирования. Данный принцип подразумевает моделирование форм и содержания предпринимательской деятельности, сжатие игрового времени по отношению к реальным временным промежуткам, изменение ролей участников игрового процесса во время учебного процесса, моделирование игровых обязанностей, ответственности и прав участников игры, правил игры, игровых знаков и т. д.

Принцип проблемности подразумевает наличие определенной проблемы или проблем (противоречия, неверные данные т. д.), заложенных в основу конкретного метода обучения. Наличие проблемности задает предмет дискуссии и дает мотивацию для поиска альтернативных решений. Принцип общения по средством использования диалога обеспечивается наличием определенных ролей у обучающихся, а также принципом проблемности заданной ситуации и реализуется путем выражения разных позиций частников и их точек зрения. По мере обучения возникают новые идеи как в многообразии вариантов решений конкретных ситуаций, так и в сфере методов, применяемых при обучении. Деятельность модельных предприятий отличается от традиционного подхода к учебному процессу более высокими требованиями к системности процесса, так как только при этом условии такие программы могут функционировать эффективно.

Коллективная работа лиц, задействованных в этом процессе, способствует достижению успешного развития такой современной образовательной технологии, как учебное модельное предприятие. Изменения, происходящие в стране в последние годы, привели к тому, что все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием (инструментом) достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда [Соломина, 2011]. Тенденция получения молодыми людьми высшего образования по специальностям, которые они считают наиболее престижными,

привела к росту несоответствия между специалистами — выпускниками вузов и специалистами, необходимыми на региональных рынках труда. Кроме того, современные молодые люди непростительно мало знают о своей будущей трудовой деятельности, а также не ориентируется в спросе на рабочую силу. Поэтому внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс, несомненно, является залогом подготовки более конкурентоспособного специалиста. Возможность во время обучения формировать профессиональные компетенции, имитирующие реальные условия будущей трудовой деятельности, позволит сократить количество невостребованных специалистов с экономическим и управленческим образованием.

Библиографический список

1. Зайцева О. А. Роль образования в формировании профессионального самоопределения молодежи // Роль образования в формировании политической и правовой культуры: сборник докладов Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2013.

2. Соломина О. И. К проблеме занятости и профессионального самоопределения молодежи // Материалы ХХХVIII научнотехнической конференции.

3. Батырева М. В. Процесс профессионального самоопределения городской молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. Тюмень, 2003.

О. А. Тарутько


Комментировать


девять + = 18

Яндекс.Метрика