Публицистичность дискуссионных передач на радио | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Публицистичность дискуссионных передач на радио

В современной России публицистика находится в поиске новых ориентиров и идеалов, обусловленных кризисными социополитическими явлениями и культурными изменениями.

Публицистика с момента своего возникновения неизменно отражала общественные настроения, пыталась донести актуальные проблемы общества до власти, привлекала внимание населения к наиболее противоречивым сторонам социальной жизни, поэтому вполне закономерен ее расцвет в кризисные периоды. Популярность публицистического творчества неуклонно растет не только в прессе, но и на радио. Одной из наиболее востребованных форм радиопублицистики оказывается дискуссионная передача с ярко выраженным авторским началом.

Дискуссионные программы реализуются в форме фокусированной полемики, т.е. дискуссии. Такие передачи в большей степени нацелены на диалог автора с оппонентом и поиск точек соприкосновения, а не на безусловную победу над ним. Публицистика, в отличие от аналитики, всегда предельно персонифицирована; исторически призвана поднимать наиболее важные вопросы человеческого бытия.

Не только поднимать, но и давать им моральную, предельно личностную оценку. Общественная значимость и влияние полилогической беседы на формирование картины мира в связи с этим крайне высоки. Отметим, что дискуссионность не просто форма речевого общения, ее основная задача – анализ проблем социума, обсуждение и поиск ответов на вопросы, которые волнуют значительный сегмент аудитории. Иными словами, дискуссия не рождается и не умирает в рамках какой-либо конкретной передачи.

Возникая в обществе, дискуссия получает развитие в радийной программе, приобретает четкие очертания, становится структурированной, вовлекает в обсуждение широкий круг населения и вновь возвращается в социум. Происходит своеобразный круговорот, но слушатель в итоге получает обозначение возможностей решения волнующей его проблемы, выслушивает экспертные мнения и прогнозы, а также, что немаловажно, соотносит свои представления о предмете дискуссии с авторским взглядом на обсуждаемый вопрос.

Несмотря на широкое понимание дискуссионности, существуют жанровые формы как речевой коммуникации, так и радиовещания, в которых дискуссия наиболее уместна и соответствует своим исконным риторическим задачам. Это, прежде всего, беседа-полилог на радио. Дело в том, что полилог как форма речевой коммуникации предполагает разговор между несколькими лицами, что существенно расширяет круг взглядов на проблему и спасает дискуссию от однобокости. Жанр беседы соответствует дискуссионности, поскольку вовлекает слушателя в процесс параллельного мышления.

Отличие беседы от интервью и диалога существенное. В беседе (как одной из форм дискуссии) журналист-автор активно включается в оборот общения. Он – полноценный участник коммуникации. И он не просто управляет разговором, но управляет действительностью, и влияние этого управления выходит далеко за пределы студии. На журналиста-автора ложится большая ответственность за грамотное следование принципам дискуссии. В особенности, на ведущего общественно-политических дискуссионных программ.

Однако ряд авторов часто намеренно применяет приемы речевой агрессии или активно подталкивает к их использованию гостей своих передач, привнося (возможно, для поднятия рейтингов) в серьезные программы элементы бульварной скандальности (например, подобные ситуации характерны для ряда выпусков авторской передачи «Полный Албац» на радиоканале «Эхо Москвы»).

В связи с тем, что такие дискуссии ведутся не кулуарно, а в радиоэфире, они способны создать у слушателя ложное, навязанное представление об определенных политических партиях, событиях или публичных личностях и в еще большей степени обострить существующие в обществе противоречия.

Дарья Зубко


Комментировать


два + 6 =

Яндекс.Метрика