Равноправие женщин в арабских странах как фактор глобализации современного общества | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Равноправие женщин в арабских странах как фактор глобализации современного общества

Аннотация. В данной статье рассмотрены актуальные проблемы женщин в странах Ближнего Востока. Раскрываются те части сфер общества, где выражена явная дискриминация прав женщин. В данной статье приведены примеры влияния Западных стран на улучшение взаимоотношений мусульманских государств с европейскими странами. Ключевые слова: равноправие, дискриминация, арабские страны, права человека.

Как известно, в странах Ближнего Востока до сих пор действует традиционная патриархальная структура общества. Она включает в себя в первую очередь установку конкретных социальных ролей в обществе, где главным является мужчина, а женщинам присущи права домохозяйки. За всю историю существования стран мира, права женщин менялись под действием «цепной реакции» в основном западных стран. Благодаря революциям, шествиям женщин за свои же права – они добились равноправия в обществе. Теперь женщина в XXI в., наравне с мужчиной может принимать участие во всех делах государства, иметь свое дело, иметь право на право выбора и даже право на личную жизнь. Но, равноправие женщин в обществе коснулось не всех стран.

В странах Ближнего Востока все так же преобладают традиционные устои в обществе. Одной из причин отсутствия явного изменения статуса прав женщин связано прежде всего с религиозным фактором. В арабских странах преобладает ислам суннитского толка [4]. Как известно, люди, исповедующие ислам сохранили свои религиозные нормы в неизменном виде на протяжении более чем тысячи лет. В большинстве стран Ближнего Востока женщинам запрещено почти все, что разрешено в других странах. Запрет на права женщин накладывается несколькими документами. В социальной сфере общества права женщин регулируются нормами и принципами исламского права – шариат.

По данному религиозному комплексу предписаний женщинам категорически запрещено в публичных местах появляться с открытыми частями тела. Женщина обязательно должна быть одета так, чтобы тело и лицо были скрыты полностью[2]. Так же, не все женщины имеют право на выезд за границу, и даже управлять автомобилем. В политической сфере общества женщины почти во всех странах Ближнего Востока лишены избирательного права. Также женщинам нельзя занимать высокопоставленные должности. В экономической сфере общества женщины арабских стран ущемлены в имущественных правах и в выборе профессии. Но, женщины могут сами выбирать – работать или заниматься домашним хозяйством. Самая главная, нерешенная проблема, касающаяся прав женщин в странах Ближнего Востока является сексуальное насилие. Зачастую, к женщинам относятся как к «товару», который могут продать или подвергнуть браку по принуждению. Исходя из того, что арабские страны являются исконно историческими, у которых главную роль играет религиозный фактор и традиционные взгляды, это не освобождает данные государства от ответственности перед мировым сообществом.

Именно поэтому, существуют множество международных документов, которые в той или иной степени смягчают отношения к женщинам в странах Востока. На сегодняшний день самыми распространенными странами, где нарушаются права женщин, являются такие государства как Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Йемен. Именно в этих странах большая часть экономической деятельности основана на продаже женщин. Одним из самых главных международных документов, стирающий границы традиционного и информационного общества является документ Всеобщей декларации прав человека, который был принят в 1948 г. Данный документ провозглашает равенство всех людей в правах и свободах вне зависимости от расовой принадлежности, цвета кожи, пола, религии, право на жизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом, право на честь и достоинство [6]. Благодаря этому документу, жители стран Ближнего Востока немного пересмотрели взаимоотношение религиозных норм и общественных норм, применимых в современном мире. С этого момента женщинам постепенно разрешается получать образование, получать профессию по своему выбору.

Но, к сожалению, не во всех странах Ближнего Востока воспринимают установленные нормы общества в мире. Наиболее сильное влияние стран Запада сыграло на страны Персидского залива. К этим странам относят такие государства, как Бахрейн, Кувейт, Оман, Дакар и Объединенные Арабские Эмираты. В этих странах женщины имеют право работать рядом с мужчинами, занимать высокие должности. Так же, в этих странах женщины освобождены от жестких ограничений по форме одежды. Теперь женщины имеют право не придерживаться религиозных одеяний, появляться в публичных местах в свободной одежде. Так же, женщина может свободно посещать зарубежные страны, а также выбирать для себя различные профессии разного уровня сложности. Одним из таких ярко выраженных примеров равноправия можно отнести такую личность как Министр экономики ОАЭ шейха Любна бинт Халед Аль-Касими. В 2004 году она стала первой женщиной-министром, которая заведует делами в области экономики [4].

До получения такой высокой должности, она получила образование за границей. И тут, она стала первой женщиной из стран Ближнего Востока, которая получила образование за рубежом. Со временем, внедрение инновационных технологий в области компьютерного обеспечения, Любна стала первой женщиной – программисткой в ОАЭ и даже создала свою собственную компанию. В качестве примера, можно привести еще такую известную женщину на Ближнем Востоке, как Луджан аль-Хатулл. Она является активисткой за защиту прав женщин в арабских странах. Именно благодаря ее упорству за права женщин, она добилась того, чтобы в некоторых странах Персидского залива было разрешено управлять автомобилем женщинам. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том что равноправие женщин в арабских странах почти не имеет актуальности. Это связано с моральными нормами, которые тесно взаимодействуют с религией и вопреки всем мировым сообществам не могут быть изменены. Благодаря женщинам, которые борются за свои права в странах Ближнего Востока, подают пример своими действиями другим женщинам, и показывают, что можно бороться с устоявшимися жесткими устоями в обществе.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights/index.html (дата обращения: 17.03.2018)

2. Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе. // Власть. – 2012. — № 12. – С. 98-100. 3. Магомедов А.М. Права женщин в исламском праве. // Евразийский юридический журнал. – 2011. — №10 (41). – С. 57-62.

4. Особенности исламского понимания прав женщин. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://islamfond.ru/ru/965-osobennosti-islamskogo-ponimaniya-pravzhenschin (дата обращения 18.03.2018) 5. Положение женщин на Ближнем Востоке. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://voprosik.net/polozhenie-zhenshhin-na-blizhnem-vostoke/ (дата обращения 17.03.2018) 6. Хоршева Е.С., Буяров Д.В. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЖЕНЩИН В ИСЛАМСКИХ СТРАНАХ В XXI ВЕКЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. №2(38). URL: http://sibac.info/sites/default/files/archive/social/2(38).pdf (дата обращения: 18.03.2018)

Ищенко О.К.


Комментировать


× 1 = два

Яндекс.Метрика