Развитие гражданского общества в России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Развитие гражданского общества в России

"Чтение - это искусство"

Аннотация. В данной статье проанализированы основные механизмы взаимосвязи институтов гражданского общества и правового государства. Изучено формирование гражданского общества в Российской Федерации. Проанализированы проблемы, которые оказывают негативное влияние на формирование эффективного гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, право, закон, общественные институты.

DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA RakhmatulloevaMadinaUbaydullo-zade Abstract. This article analyzes the main mechanisms of the relationship between the institutions of civil society and the rule of law. The formation of civil society in the Russian Federation has been studied. Analyzed the problems that have a negative impact on the formation of an effective civil society. Keywords. Civil society, right , law, public institutions.

Элемент социума, который охватывает область деятельности общественных институтов и отношений, которые отражают разнообразные ценности и потребности членов общества – это гражданское общество. В данном случае, государство выступает как юридическая организации, которая позволяет гармонично и стабильно развиваться всему обществу. Представители теории и философии права сделали более подробное описание идеи о гражданском обществе и правовом государстве.

Так, П.И. Новгородцев приходит к выводу о присутствии принципов и бесспорных элементов в праве, на которые не может оказывать влияние ни государство, ни политика. Коркунов Н.М. в своих работах призывал к правовому ограничению государства для удовлетворения интересов (прав и свобод) отдельной личности. Конституционализм, как идея воплощения гражданского общества, прошел долгий и противоречивый путь развития в истории России.

Так, разработка первых конституционных проектов началась еще в XVIII в., и их официальная разработка была продолжена при Александре I. При АлександреII был подготовлен проект российской конституции, который не был подписан и принят в связи с его убийством 1 марта 1881 г. Так, ряд ученых считают первой конституцией совокупность двух документов – это: Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.[1, с. 321].

В данных правовых актах было закреплено не только главенство самодержавной императорской власти, но и были провозглашены такие свободы как: совести, слова, собраний и союзов, привлечение к выборам широких слоев населения. Это дало новый толчок к развитию идей правового государства. Этот шаг к конституционному государству многие ученые рассматривали как шаг к правовому государству. Следующим этапом формирования идей правового государства можно считать период окончания Октябрьской революции 1917 г. и окончания гражданской войны, при котором были приняты первые советские конституции. Многие ученые считали, что социалистические идеи о социальном равенстве и справедливости не только похожи на принципы правового государства, но и их можно воплотить в таких условиях.

Об этом высказывали еще до революции такие ученые как Кистяковский Б.А. и Новгородцев П.И., они считали, что можно соединить между собой идеи правового государства с социалистическим строем общества.Но из истории видно, что их прогнозы оказались нереализуемыми, так как в конце 20-х гг. в стране стала формироваться тоталитарная политическая система, где право олицетворялось, как инструмент карательно-приказного характера, в данных условиях теория правового государства рассматривалась, как вредная для социализма [3, с. 72]. Возвращение к идеям о правовом государстве было начато в 60-е гг. XX века. В период существования СССР существовали две точки зрения формирования правового государства. Так, представители одной точки зрения (Лукьянов А.И., Лазарев Б.М.) считали, что ряд функций государственных органов необходимо передать общественным организациям.

Представители второй точки зрения (Ямпольская Ц.А., Козлов Ю.М.) считали, что нужно не передавать функции государства общественным организациям, а демократизировать принятие управленческих решений с помощью внедрения в данный процесс широких народных масс и создать места постоянных членов общественности, которые будут включены в государственные контрольные органы. По сути, в советский период, любое проявление участия общественности в деятельности государства носило формальный характер [2, с.302].

Так, исследователь Худяков С.С., говорит о том, что тотальный режим в СССР не мог воспринимать даже теоретизирования, не то, что практических действий связанных с гражданским обществом, и поэтому в данный период было мало исследований связанных с тематикой гражданского общества. Весьма «застенчиво» понятие «гражданское общество» появилось в публикациях конца 60-х гг. А в активный научный оборот термин «гражданское общество» введен только в 80-е гг.

Принятие Конституции РФ (12.12.1993 г.) ознаменовало завершение подготовительного периода, а также формирование нового этапа развития идей связанных с правовым государством и гражданским обществом. Данный период характеризуется как новизной, так и преемственностью. Новизна заключается в том, что: — данная Конституция совершенно нового суверенного государства, которая отличается от всех предыдущих (царской России, бывших СССР и РСФСР); — она принята путем референдума, что свидетельствует о ее демократическом характере; — в Конституции впервые говориться о том, что Россия является правовым и социальным государством, что невозможно без развитого гражданского общества. Путь формирования гражданского общества и правового государства в Российской Федерации еще не является завершенным, и он не является простым. На данном этапе гражданское общество в России пока не имеет определенной формы, изменчивость общественных отношений провоцирует создание у населения безразличия к решению данных проблем.

А также, существует проблема в отсутствии четкой социальной самоидентификации населения. Еще одна проблема, связанная с формированием расслоения населения по доходам. Так, например, коэффициент концентрации доходов имеет высокие значения, что характеризует высокое расслоение населения из-за неравномерного распределения доходов, наличествует бедный и богатый класс населения, а вот средний класс отсутствует. Также, можно отметить и следующую проблему, которая связана с пониманием и усвоением права большим количеством населением. Необходимо создавать устойчивые правовые традиции, которые будут понятны и восприимчивы для сознания широких слоев населения.

Проанализировав множество работ различных исследователей по тематике гражданского общества, отметим, что не существует единого понятия и характеристики данной категории. Каждый исторический период времени характеризовался своим особым видением и отношением к гражданскому обществу. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нет единого понятия «гражданского общества», а также, что данное понятие и его структура совершенствуются в связи с преобразованиями, происходящими в самом государстве. Изменения происходящие в современной России (демократизация), не могут быть полноценно достигнуты без формирования гражданского общества. Обратим внимание на то, что за такое короткое время гражданское общество и государство не достигли еще полноценного сбалансированного функционирования, поскольку новый виток развития гражданского общества в России стал формироваться после распада СССР (после 1991 г.). Однако, не стоит пренебрегать тем результатом, который был достигнут за столь короткий период времени.

Так, Конституция Российской Федерации на данный момент времени содержит все стандарты, которые присущи правовому государству, в ней отражены все права и свободы граждан. Теперь, необходимо отрегулировать механизмы функционирования правового государства, для равномерного распределения правовых обязанностей между государством и обществом. А когда происходит «сдвиг чаши весов» в сторону государства и оно начинает диктовать свои условия, то никакой речи не может идти о гражданском обществе и правовом государстве. Для дальнейшего формирования гражданского общества, стоит оптимизировать правовые институты, разрабатывать и применять программы по информированию населения в части прав и обязанностей, вовлекать в эти процессы общественные организации.

ЛИТЕРАТУРА 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2016. – 525 с. 2. Зобнина Т.В. Развитие гражданского общества в российском государстве // Гуманитарные науки. Право. – 2018. – № 74. – С. 301–303. 3. Худяков С.С. Генезис понятия «гражданского общества» в истории политикоправовой мысли // Роль общественных объединений в формировании гражданского общества. – 2017. – № 4. – С. 71–73.

Рахматуллоева Мадина Убайдулло-заде


Комментировать


девять − 5 =

Яндекс.Метрика