Развитие потребностей к творческому труду работников современной организации | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Развитие потребностей к творческому труду работников современной организации

Уточняется сущность потребностей к труду, определяются их структурные компоненты, раскрывается функциональная и развивающая составляющие. На основе теоретического анализа осуществляется оценка удовлетворения потребностей к труду работников организаций России. Доказывается, что в современных условиях необходимо не только обеспечить общие условия удовлетворения потребностей к труду, но и активизировать целевое социальное развитие потребностей к трудовому творчеству. Ключевые слова: трудовые потребности, творческие потребности, управление, образовательно-профессиональная деятельность.

В настоящее время особенное значение приобретают практики развития потребностей и способностей работников. Совершенствование трудовых потребностей персонала должно осуществляться в результате реализации социальной политики современной организации. Социальная политика на микроуровне все в большей степени ориентирована на социальную защиту интересов работников, на внедрение проектов развития их трудовых потребностей, создание условий восстановления трудового потенциала, на активизацию практик его саморазвития.

Для повышения социально-экономической эффективности внутриорганизационной политики важно уточнить структурные компоненты трудовых потребностей работников. Трудовые потребности вообще представляют собой совокупный набор функциональных и развивающих трудовых нужд субъектов труда. При этом функциональные потребности представляют собой непосредственные потребности в физическом трудовом функционировании. Удовлетворение данных потребностей обеспечивается преимущественно за счет удовлетворения нужды субъекта во всякого рода трудовой деятельности, а также питании, одежде и жилье. Развивающие трудовые потребности представляют собой потребности в управлении, просвещении, образовательнопрофессиональном совершенствовании, карьерном росте, новаторской деятельности.

Совершенствование развивающих трудовых потребностей осуществляется через: 1) удовлетворение потребности человека в управленческой трудовой деятельности; 2) удовлетворение потребности в научной деятельности, 3) развитие образовательного потребления. Творческая удовлетворенность индивида выполняемой работой «в той или иной степени взаимодействует с формой занятости, работой по специальности, размером и формой собственности организации, регулярностью выплаты зарплаты и предоставления отпусков, а также полнотой использования творческого потенциала работника» [1, с. 33]. К.В. Харченко в этой связи доказывает, что работники, которые постоянно привлекаются к творческому труду, не ущемляются в трудовых правах, частично занимаются управлением и не сталкиваются с грубостью своих руководителей в большей степени удовлетворены своей трудовой деятельностью.

Само развитие трудовых прав резко увеличивает показатель трудовой удовлетворенности. Если происходит нарушение прав работника, то ослабляется уровень творческой активности персонала. Для роста удовлетворенности работника интеллектуальным трудом важно раскрепощение трудового поведения, обеспечение возможности построения в организации карьерного роста для инициативных и творческих работников. Необходимо отметить, что отрицательная динамика удовлетворенности творческим трудом, желание работника сменить место работы обусловливается следующими факторами: грубостью руководителя; незащищенностью в сфере трудовых отношений; временным трудоустройством; нарушением трудового законодательства; работой не по специальности; отсутствием условий для профессионального роста [1, с. 35]. При анализе эмпирических исследований мы находим подтверждение данной гипотезы.

Согласно данным социологического исследования «Совершенствование трудовых потребностей работников организации», проведенного в 2009-2010 году на ООО «ЖБК-8» г. Балашова Саратовской области в организациях по-прежнему низкий уровень удовлетворения творческих трудовых потребностей. Не удовлетворяются творческие потребности персонала в управлении, просвещении, образовательно-профессиональном совершенствовании, карьерном росте, новаторской деятельности. Только около 12% работников участвуют в разработке и реализации управленческих проектов на предприятии. Иногда привлекаются к управленческой деятельности только 19% респондентов. 48% вообще никогда не участвовали в разработке тех или иных управленческих решений. Около 5% работников в той или иной степени привлекались к разработке коллективного трудового договора. В целом несложно заметить, что около половины сотрудников исследованной организации не имели никаких практик удовлетворения трудовых потребностей в управлении. Однако 79% респондентов хотят и профессионально готовы осуществлять управленческую и самоуправленческую деятельность на предприятии [2]. На исследуемом предприятии неразвита система нематериального стимулирования труда. 44% работников обращают внимание на то, что на предприятии преобладают только материальные факторы стимулирования труда [3, с. 168]. Практики развития творческого труда на предприятии отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод о том, что удовлетворенность интеллектуальным трудом в первую очередь зависит от материального и морального удовлетворения, от возможности на работе удовлетворить свои потребности в управлении, научной деятельности, духовной культуре. При этом удовлетворение творческих трудовых потребностей определяет уровень социального самочувствия персонала. Переход на условия временной занятости, нестабильность в материальном стимулировании труда увеличивает рост неудовлетворенности как физическим, так и интеллектуальным трудом. Творческие трудовые потребности индивида только частично удовлетворяются на основе потребностей в непосредственном (традиционном) труде. Творческие потребности — это высший уровень развития человека. Естественно, что необходимо не только спонтанное становление творческих трудовых потребностей, но и их целевое социальное закрепление у работников современной организации.

Уровень развитости трудовых творческих потребностей характеризует усилия организации, направленные на развитие потребностей работников в управлении, профессиональном образовании. Эти потребности совершенствуются благодаря разработке и реализации социальных проектов, направленных на улучшение трудовых отношений в коллективе. Реализация таких проектов должна осуществляться по определенным принципам. Выделяют пять основных и важнейших принципов: 1) принцип иерархичности; 2) принцип дифференциации процесса совершенствования развития трудовых потребностей; 3) принцип комплексности; 4) принцип пропорциональности; 5) принцип непрерывности социального контроля. Уточним каждый из этих принципов. Итак, принцип иерархичности определяет второстепенные трудовые потребности развития, которые наиболее значимы. Выделим наиболее значимые потребности творческого труда: в управлении, в инновационном человеческом потенциале, в научной деятельности. Вторичные творческие потребности: в профессиональном образовании, в организационной культуре. Принцип иерархичности состоит из оценки важности сформировавшихся и формируемых трудовых потребностей работника организации.

Принцип дифференциации. Этот принцип определяет необходимость выявления различий в разных группах трудовых потребностей, необходимости применения различных технологий решения проблем социального уравнивания потребностей персонала. Творческие трудовые потребности, которые находятся в процессе формирования, более восприимчивы к регулированию со стороны руководства, чем трудовые потребности, которые уже окончательно установились. Третий принцип – это принцип комплексности совершенствования трудовых потребностей. Он основан на познании творческих потребностей как комплексной социальной системы. Процесс совершенствования потребностей в творческом труде зависит от динамики роста взаимодополняющих и замещающих свойств трудовых потребностей в целом. Чем больше они обладают этими свойствами, тем эффективнее реализуется процесс совершенствования творческих потребностей.

Четвертый принцип – принцип пропорциональности. Этот принцип констатирует необходимость пропорциональности в совершенствовании непосредственных потребностей к труду и потребностей в управлении, научной деятельности, образовании, культуре и материальных потребностей. Удовлетворение как одних, так и других потребностей происходит одновременно. Первым условием роста потребностей творческого труда является удовлетворение социально-экономических материальных потребностей человека. На этой основе развивается трудовой потенциал современного работника. Формирование творческих трудовых потребностей влияет на стратегическое и тактическое развитие организации, определяет рост еѐ конкурентоспособности на рынке. Последний принцип – принцип непрерывности социального контроля.

Название этого принципа говорит само за себя. Данный принцип заключается в необходимости постоянного регулирования личных потребностей сотрудника организации и привлечении самих работников к контролю осуществления социальных программ организации. В целом, совершенствование трудовых потребностей происходит благодаря разработке и реализации социальных проектов развития потребностей работников и совершенствованию трудовых отношений в организации. Развитие и улучшение трудовых творческих потребностей может проходить только вместе с развитием всего комплекса потребления личности.

Список литературы 1. Харченко К.В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений // Социологические исследования. 2009. № 7. 2. Даренков М.Ю. Потребительная форма человеческого потенциала современной проектно-ориентированной организации // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина. 2009. № 2. 3. Даренков М.Ю. Формирование проектно-ориентированной организации в условиях России // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина. 2009. № 1.

П.Ю. Кулагина


Комментировать


пять × 5 =

Яндекс.Метрика