Разводы по причине супружеской измены в XVIII в. | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Разводы по причине супружеской измены в XVIII в.

История

История

Прелюбодеяние супругов – одна из главных причин разводов в XVIII в. Существовало множество фактов измены кого-либо из супругов. Так, Петр Великий, видя, что закон запрещает князю Никите Ивановичу Репнину вступить в брак в четвертый раз, разрешил ему иметь метрессу и детей под именем Репниных. Также князь Иван Юрьевич Трубецкой был пленен шведами и имел любовницу в Стокгольме. Алексей Данилович Татищев содержал в метрессах свою холопку, которую отнял у мужа ее и дал детям от этого брака дворянство . Разводы по супружеской измене производились только по иску одного из супругов. Если такого иска не поступало, то виновные в супружеской измене подвергались телесному наказанию, что не служило основанием для разрыва брака.

Часто неверный муж отделывался наложением епитимии и только . Однако разводы, вызванные прелюбодеянием, как считает Л. Н. Семенова, не были самыми частыми3 . Но, на наш взгляд, трудно с историком согласиться насчет этого момента, так как многочисленный массив документов подтверждает совсем иное. Пастор Г. Седерберг писал, что будто бы нарушение верности считалось делом обыкновенным. Прелюбодеяние, как писал пастор, не считаются преступлением, исключая случая, когда мужнюю жену совсем увезут и возьмут в сожительство, тогда похититель наказывался плутом .

Примером развода по причине прелюбодеяния может служить дело петербургского мастерового А. Р. Звездочетова. В 1714 г. этот мастеровой (резчик с верфей) подал прошение о разводе с женой, которая вступила в блудное сочетание с солдатом И. Суряниным. Следствие подтвердило, что Звездочетов жил с женой «в безсоветии» и часто дрались, что жена, покинув дом, жила еще и с солдатом Г. Игнатьевым и многими другими молодыми людьми. На допросе женщина заявила, что «требует указа о разводе». Было постановление, что необходимо развести Звездочетова с женой и позволить ему вступить во второй брак, а его жену Татьяну Ивановну велеть бить плетьми и отослать на работы5 . Скажем, что просьбы мужей о разводе по причине прелюбодеяния практически всегда сопровождались прошением о новом браке6 . Виновная в прелюбодеянии жена подвергалась 7-летней епитимии, с выдержанием год в монастыре.

Но бывали случаи, когда назначалась даже 15-летняя епитимия. Сверх епитимии практиковались следующие наказания: 1) пожизненное содержание в монастыре; 2) отсылка на прядильный двор; 3) ссылка на вечную работу; 4) ссылка в приданные деревни, с обязательством «быть там до самой кончины без выхода»; 5) наказание плетьми7 . В наказание за прелюбодеяние церковные правила строжайше воспрещали брак разведенного супруга с «прелюбодейной». Так, в 1726 г. чиновник Белгородской провинции Пархомов постриг жену в монастырь и вступил в брак с вдовой Колтовской, с которой он состоял «в прелюбодействе». Еще ранее, когда жил ее муж, у них уже была «прелюбодейная связь».

Синод расторг второй брак Пархомова и запретил ему впредь жениться снова8 . Историк М. М. Щербатов в своем сочинении «О повреждении нравов в России» не решился осудить бракоразводные дела петровской эпохи. Правда, он с негодованием писал о разводе в семье Бутурина, жена которого «слюбилась» с С. Ф. Ушаковым, после чего вышла за него замуж в нарушение всех церковных правил9 . Хотелось бы привести в пример дело о разводе графа Головина с женой, которое датируется 1736 г.10 В нем граф обвиняет жену практически во всех грехах: побегах, прелюбодеянии и т. д. В своей просьбе граф Головин пишет, что жена не захотела уехать с ним из СанктПетербурга и осталась в городе в момент разорения его имения. Далее он рассказывает о подозрениях своей жены, что она продавала деревни за украшения и изменяла ему. Николай Федоров сын Головин просит Синод, чтобы его супругу отослали в монастырь «из-за бесстыдного жития». Причина же – прелюбодейство. Адмирал и президент Адмиралтейской коллегии граф Головин также пишет о себе, как он женился в 1708 г. Он просит еще, чтобы у его жены отобрали все алмазы и серебро.

К большому сожалению, нет сведений в деле о том, как оно было завершено. Также Санкт-Петербургская губернская канцелярия в 1740 г. докладывала об одном случае прелюбодеяния, впоследствии и расторжения брака11. Авдотья Филиппова – жена служителя – жила у купеческой жены Ржевитиной. Обвиняли ее в побегах из дому и краже «пожитков» хозяйских. Также Авдотью обвиняли «в блуде». Муж же ее – Алексей Петров – в связи с такими поступками жены отказывался с ней жить и просил развода.

Так, и Авдотью, и Алексея было велено отослать в Святейший Синод для разбирательства дела. Авдотья в допросе сообщила, что прелюбодействовала с Амосом Козьминым – дворцовым сапожником в Выборгском уезде близ Сестрорецких заводов. Велено было Авдотью отдать под караул, а Козьмина – допросить. В результате Санкт-Петербургское духовное правление дало развод. Также канцелярист Адмиралтейской коллегии Степан Ремизов просил развода с женой по причине ее прелюбодеяния12. Канцелярист адмиралтейского ведения канатного дела просит развода с Анисьей Степановой – со своей законной женой, так как она учинила прелюбодейство с лейб-гвардии Преображенского полка солдатом Алексеем Петровичем Поливановым в 1739 г. Поэтому Степан Никифоров сын Ремизов просит развода с супругой. Из допроса Анисьи мы узнаем, что в 1738 г. 3 ночи она ночевала в доме Ивана Посошникова, так как ей негде было ночевать. У многих других семей он также ночевала. А делала она это, так как муж ее бил. На допросе была и мать канцеляриста – Дарья Иванова. В итоге было велено по указу Его Императорского Величества Степана Ремизова и упомянутую его жену – Анисью – развести. И позволить Ремизову вступить во второй брак. На Анисью же наложили епитимию. В 1750 г. поступила просьба лейб-компании вице-сержанта Языкова о решении дела об прелюбодействе его жены13. Известно из доношения, что процесс следственный начался в 1749 г. над супругой Петра Григорьева сына Языкова – Марьей Ивановой дочери Сназиной. Это прелюбодейство женщина совершила с гренадером Андреем Шуриновым, который признал данный факт. Марья подверглась штрафу. Им нужно было помириться, и вроде бы помирились, но тут выяснилось, что Языков тоже изменял супруге.

В конце концов, Языкову надлежало быть безбрачным, вдобавок на него наложили епитимию. Марье Сназиной тоже нельзя было вступать во второй брак. Также 17 мая 1753 г. обер-прокурор Синода рассматривал дело о прелюбодействе жены подпоручика Василия Нефедьева14. В 1753 г. по челобитью доложено, что канцелярист Тимофей Карпов был якобы в прелюбодействе с женою Марьей Петровой. Сам же сержант пишет о себе, что он в данный момент болел. (Об этом знал и Петр Иванович Шувалов, и лекарь его, и иерей Иоанн.) Но оказалось, что прелюбодейства не было. И тогда сослали Нефедьева в Данилов монастырь на 2 г., а там – плохое пропитание. Также была возложена епитимия. Поэтому было велено, пока пропитание не улучшится, содержать его при Канторе Святейшего Синода.

В итоге, оказалось, что дело Нефедьева – неправильное. Нельзя его было отослать в монастырь. Рассмотрим и дело о разводе лейб-гвардии Преображенского полка гобоиста Ивана Леонтьева с Авдотьей Афанасьевой за ее прелюбодеяние и пьянство15. Супруга его прелюбодействовала с работником поручика Семена Герасимова – Алексеем Яковлевым. Приказано было Авдотью содержать под арестом, в день ей давать на пропитание от мужа по 2 коп. Из бумаг мы узнаем, что в 1729 г. женился Афанасьев на девке Авдотье и жил с ней хорошо. В итоге супругов развели, и второй брак разрешили Леонтьеву. В заключение необходимо сказать, что разводы по причине супружеской измены были частым явлением в XVIII в. Этот факт является достаточно очевидным по первоисточникам. Государство же в лице Святейшего Синода после развода по причине прелюбодеяния на людей накладывало церковную епитимию либо ссылало в монастыри (больше применялось к женщинам). Именно таким исходом заканчивались подобные социальные конфликты людей.

Шувалова Анастасия Николаевна (Санкт-Петербургский государственный университет)


Комментировать


+ 2 = десять

Яндекс.Метрика