Различные типы функционирования сознания и инновационная деятельность | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Различные типы функционирования сознания и инновационная деятельность

Возможность успешного инновационного развития экономики обычно связывается не только с усилиями в производственной сфере, но и с наличием определенных социально-политических условий в обществе. Об этом говорил профессор MIT Лорен Грэхем на Петербургском экономическом форуме 2016 года [1]. Возможно, что социально-политические условия в обществе оказывают влияние на успешность инновационного развития экономики.

Но в данной работе хотелось бы обратить внимание на другой аспект влияния – различные типы функционирования сознания в процессе реализации всех трех функций университета. Типы функционирования сознания будут рассматриваться относительно понятия информации, инвариантного к любому виду конкретной предметной области знания, что может отличаться от множества различных определений информации [2].

Информация физического мира (физическая информация), взаимодействуя с нашими органами чувств и тем самым изменяя их состояние, переходит в чувство (ощущение) и становится психической информацией (чувством). У человека нет никаких других способов контакта с окружающей физической реальностью и с собственной физиологией (телом), кроме как через чувство. Ежесекундно тело человека подвергается огромному количеству воздействий – физических, химических, электромагнитных. Но, пока, только в диапазонах чувствительности наших «традиционных» пяти органов чувств человек переводит потоки физических воздействий (физической информации) в психическую информацию.

Психическая информация это уже не просто ощущения, но уже смыслы, которые являются основой для осознанного управления деятельностью организма (питание, избегание опасности и все другие виды деятельности, включая обучение, научную работу, внедрение). Сам процесс перехода от физической информации к психической сформировался у живых организмов эволюционно, и от адекватности его работы в огромной степени зависело выживание организмов каждого вида животных. Можно выделить два различных периода в переходе от физической информации в психическую: – период обучения, когда формируется психическая память (опыт), связанная с удачными или неудачными действиями (ребенок учится ходить, изучает физику или математику, или уже взрослый человек учиться водить машину); – период применения опыта. И в период обучения и в период применения опыта наше сознание может работать с информацией двумя способами:

– управляемо-дискретно, – неуправляемо-непрерывно [3]. Рассмотрим сначала второй способ функционирования сознания. Представьте, что Вы впервые прилетели в страну, где живут представители другой расы. Сначала Вам кажется, что лица у всех одинаковые. Но проходит месяц, другой – и Вы, не прилагая ни каких ментальных усилий (управления), начинаете спокойно различать людей. Вы постоянно видели перед собой лица другой расы, эти лица заполнили Вашу память и Ваше сознание само в непрерывном потоке стало без усилий с Вашей стороны более дифференцированно различать потоки внешней информации. Дифференцирование и классификация – естественные эволюционно сформированные свойства сознания. А в случае с первым способом работы с информацией Вы можете остановить непрерывный поток сознания и заняться управляемым поиском различий в лицах.

На бытовом уровне сознание находится в основном в неуправляемо-непрерывном способе работы с информацией, а в процессе научных исследований и технических разработок сознание работает в управляемо-дискретном режиме. Режим неуправляемо-непрерывный на порядки гораздо более информационно емкий, чем режим дискретно-управляемый. При работе в неуправляемо-непрерывном режиме критерием истины для сознания является чувство истины, и его нарушение чаще всего приводит к срабатыванию детектора лжи, а в управляемо-дискретном режиме критерием истины является формальный алгоритм, построенный на формальном описании прошлого опыта. И научная деятельность, и технические разработки могут вестись в двух совершенно различных стилях: – улучшение уже созданных структур, – создание принципиально новых структур при дифференциации проблемы. Улучшение уже созданных структур можно вести преимущественно управляемо-дискретным способом работы с информацией, шаг за шагом улучшая объекты или процессы. Этот способ работы с информацией просто необходим для успешного внедрения инноваций. Если же сознание инноватора в своей работе пользуется преимущественно неуправляемо-непрерывным способом работы с информацией, то ему легче будет даваться осознание принципиально новых инновационных решений.

Но успешное внедрение при такой работе сознания не гарантированно. Университет, имея возможность объединить учебную, научную деятельность и применение технологических знаний, может в учебной деятельности, помимо передачи студентам конкретных знаний по различным специальностям, в курсе философии и иных гуманитарных дисциплинах раскрывать разные возможности сознания при работе с информацией. Осознанное применение таких возможностей позволит более успешно как создавать инновационные продукты, так и внедрять их в массовое производство. Нужно учитывать и тот факт, что различные виды деятельности формируют привычку у человека находиться преимущественно в одном или другом режиме обработки информации. Это хорошо показано в работе Ю.И. Александрова и Н.А.Александровой [4], где приведённые типы мышления обозначены как холистический и аналитический. Современная искусственно созданная техническая и информационная среда функционирования человека развивает привычку к формально-логическому функционированию сознания. Такое однобокое функционирование сознания ведет к проблемам, описываемым понятием «цифровое слабоумие» [5]. Поэтому желательно в процессе обучения большее внимание уделять предметам, связанным с гуманитарными направлениями и искусством.

В результате инновационной деятельности предполагается коммерческий успех. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что на протяжении многих тысяч лет эволюционное развитие биологических систем происходит в естественной природной среде. Этот процесс самостоятельно дошел до появления человека на планете Земля. Но за последние всего лишь сто лет человек, благодаря своим инновациям, создал вокруг себя искусственную среду обитания и начал оказывать влияние не только на физическую и химическую среду обитания, но и на генетическую. Поэтому хотелось бы обратить внимание инноваторов не только на коммерческий успех, но и на сохранение естественной среды обитания на планете Земля не только для человека, но и для других биологических систем. Для понимания этой проблемы необходим целостный холистический взгляд на мир, который формируется изучением гуманитарных наук.

Литература

1. Историк науки Лорен Грэхем – о русских попытках получить молоко без коровы. URL: https://openrussia.org/post/view/15850. (Дата обращения: 27.06.2016).

2. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория хаоса. М.: Наука, 2001.

3. Чекалов Л.Л. Способы принятия решений в биологических системах, их эволюция и проблема описания // Вестник Томского государственного университета. Философия. Политология. Социология. 2012. №4 (20). C. 129–134.

4. Александров Ю.И., Александрова Н.А. Комплементарность культуроспецифичных типов познания. Вестник Московского Университета, сер.14. «Психология». 2010. № 1, 3. 5. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. Москва: Изд. АСТ, 2014.

Л.Л. Чекалов


Комментировать


семь + 6 =

Яндекс.Метрика