Ребенок второго года жизни. Полезные советы для родителей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Ребенок второго года жизни. Полезные советы для родителей

К своему первому дню рождения малыш уже многое умеет – он уверенно ползает, делает первые еще неуверенные шаги, произносит первые слова, выражает свои желания либо указательным жестом, либо словом «дай», «а-а», огорчение выражает криком, плачем, радость – улыбкой, заливистым смехом. После первого года своей жизни малыш начинает активно открывать для себя мир, он впитывает окружающую среду, как губка.

Ребенок стремительно развивается каждый день, удивляя родителей своими новыми умениями. В возрасте с 1 до 1,5 года дети пользуются руками, чтобы познакомиться со всем, что окружает. Любой повседневный предмет, попавший в поле зрения малыша, быстро им исследуется. Ребенку все нужно попробовать, пощупать, покусать, разобрать и сломать. Большой интерес ребенок проявляет к шкафам, полочками, предметам, которые на них находятся.

Малыш как бы говорит: «Я так долго на вас смотрел, что пора познакомиться поближе». Это стремление исследовать все вокруг распространяется, естественно, и на его собственное тело. Ребенок с радостью будет показывать Вам, где у него носик, ротик, другие части тела, предметы окружающей обстановки. Неуемная страсть к открытию нового постоянно побуждает детей к экспериментам. В возрасте 12-18 месяцев первые шаги уже сделаны, ребенок становится увереннее и уже учится бегать, самостоятельно вставать, залазить на стул, карабкаться по лестнице. Он уже умеет хорошо общаться с различными предметами: подносит ложку ко рту, строит башню из трех кубиков, листает страницы книги, стаскивает с ног носочки.

Ребенок 1–1,5 лет говорит некоторые короткие слова, а также лепечет какие-то фразы, понятные близкому человеку. Однако большинство слов для него – все еще звуки без определенного значения. В тоже время малышу очень нравится имитировать звуки, которые издают животные, машины, предметы быта. Дети понимают, когда взрослые хотят их утешить, приласкать или успокоить, а также, когда сердятся. Ребенок следит за действиями взрослых и точно копирует их.

Будьте бдительны, дорогие взрослые, к некоторым опрометчивым своим движениям. Ребенок, исследуя предметы, обнаруживает, что карандаш, мелок, краски оставляют на бумаге следы. Самое время оборудовать для него место, где он сможет заниматься творчеством. Малыш уже внимательно рассматривает картинки в книжках, особенно в тех, сюжет которых знает. Это самое подходящее время, чтобы дать ему неядовитые карандаши для живописи. Вначале он будет только царапать каракули, однако позже начнет выводить правильные линии. Маленькие дети очень интересуются музыкой.

Больше всего им нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы. Явное предпочтение отдается простому, запоминающемуся ритму. Для ребенка общение со взрослыми имеет очень большое значение. Они становятся его друзьями и коллегами, помогающими разобраться в этом непростом мире. Сверстники для малыша – это еще один предмет для исследования, который нужно потрогать, укусить, лизнуть. Малыш с каждым днем умеет и знает все больше и больше, скоро он станет настоящим «Почемучкой». Что интересно ребенку в возрасте от 1 года до 1,5 лет  Катать различные игрушки, открывать/закрывать коробочки, шкафчики, нанизывать кольца пирамидки на стержень. У ребенка еще не все получается, но он учится.  Изучать дом, в котором живет, предназначение вещей. Он уже не плохо ориентируется в знакомом пространстве среди многообразия предметов.  Ребенку стало легче находить общий язык со взрослыми. Ребенок научился проявлять свои эмоции не только плачем, но и взглядом, жестами, криком. Уже выучил самые необходимые слова: «Мама» и «Папа»

. Постигает волшебную силу «Дай» и «Нет». Теперь может заполучить в свои ручки интересный ему предмет или выразить протест, когда его одевают не в ту курточку.  Малышу интересны все окружающие предметы. Нет ничего занятнее, чем изучать их: ощупать, рассмотреть с разных сторон, сравнить с другими знакомыми вещами. Все игрушки ребенок группирует по знакомым признакам – цвету, форме и величине.  Всегда занимательны книжки с животными.Ребенок уже знает утенка – он крякает. А на улице встречает собачку – она гавкает.  Дети слушают музыку с удовольствием.

Знают, когда играет быстрая музыка, а когда медленная. Быстрая музыка больше по душе – под нее ему нравится танцевать, приседать, кружиться, подпрыгивать, двигать ручками, хлопать.  Малыши подражают любимым песенкам, а также прислушиваются к текстам. Большинство слов еще не понимают, но это вопрос времени.  Ребенку нравится ходить, ползать, бегать. Он не любит долго сидеть на одном месте, это быстро надоедает. Нравится вместе с бабушкой подниматься по лестнице.

Что делать взрослым?

1. Обращайте внимание малыша на то, что предметы имеют конкретное назначение; показывайте, как ими пользоваться.

2. Расширяйте запас понимаемых ребенком слов и простых фраз, которые раскрывают простые и понятные бытовые ситуации, процессы, игровые действия.

3. Побуждайте использовать наряду с жестами и мимикой слова, которыми можно выразить желания. Учите рассказывать в нескольких словах о том, что видел.

4. Развивайте интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам. 5. Говорите ребенку о различных эмоциональных состояниях (радость, печаль, гнев), их изменениях, и учите выражать сочувствие (пожалеть, помочь).

6. Формируйте интерес к конструированию, приобщайте к созданию простых форм (домик, башенка, ворота, стул, стол).

7. Знакомьте со свойствами и возможностями материалов (вода, камень).

8. Развивайте интерес и эмоциональное восприятие литературных произведений.

9. Побуждайте ребенка самостоятельно рассматривать детские книги, (яркие, с крупными иллюстрациями, моющиеся).

10. Обучайте простейшим способам рисования и лепки.

Учите промывать кисть, аккуратно брать краску, наносить мазки, правильно держать карандаши.

Что интересно ребенку в 1,5–2 года

 Учиться кушать ложкой кашу, вытираться полотенцем после ванны, т.е. нравится использовать предметы по их назначению.  Общаться со взрослыми, выполнять указания мамы – принести горшок, поставить чашку, подать любимую книжку. Любит, когда с ним разговаривают, старается отвечать на заданные ему вопросы.

 Нравится дружить с другими «почемучками», весело играть с ними.

 Малыш любит тарахтеть, как машина, пищать как сирена.

Поскольку ребенок знает достаточное количество слов – пытается комментировать свои действия.

 Играть с пирамидкой, самостоятельно нанизывать на нее колечки: самый большой внизу, а самый маленький – вверху. Не любит, когда ему мешают подсказками – он сам может найти правильное решение.

 Строить дорожку или заборчик вокруг игрушечного домика для куклы.

Использует для этого различные коробочки и игрушки.  Читать с мамой сказки! А какие интересные рисунки в этих сказочных книгах! Пробует словами, жестами и движениями передать содержание произведений.  Рисовать. Это уже не просто кляксы, у ребенка выходит кружочек или кубик. Может нарисовать лопатку или дождик за окном.  Танцевать, особенно с кем-то. Повторять движения за мамой, старается красиво двигать ручками, кружиться.

 Петь простые песенки; нравится, когда ему подпевает взрослый.

Как и раньше ребенку очень нравится музыка.  Делать вместе с папой утреннею зарядку. Вместе с ним приседать, наклонятся и прыгать.

 Играть в прятки. Бежать и прятаться за диваном, чтобы мама не увидела.

Что делать взрослым?

1. Поощряйте игру-эксперимент с различными подходящими для этого предметами. 2. Учите слушать и слышать взрослого – выполнить просьбу, прислушаться к совету; задавайте вопросы, давайте поручения. 3. Рассказывайте о том, что хорошо, а что плохо. Например, что можно утешить обиженного, нельзя – драться, отбирать игрушку, говорить плохие слова. 4. Формируйте элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. 5. Способствуйте запоминанию и узнаванию предметов по наиболее характерным признакам. Обучайте малыша группировать однородные предметы по свойствам: величине, форме, цвету. 6. Развивайте практические навыки.

Поддерживайте в поиске новых способов решения практических задач. 7. Обучайте малыша выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых ему стишков, сказок. 8. Учите запоминать и узнавать литературных героев и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций. Взаимопонимание с малышом Малыши от 1,5–2-х лет – активные «почемучки». Эта особенность зачастую усложняет общение родителей с детьми. У малышей еще недостаточно развиты моторика, речь, коммуникативные способности, однако их стойкое желание быть независимыми и самостоятельными может смутить даже самых преданных и любящих родителей.

В этот период развитие малышей очень стремительное и быстрое, они вырастают почти моментально. И очень важно взрослым стать для малышей другом, помощником, сотрудником.

Как понять друг друга?

Попробуем посмотреть на все глазами детей. Только представьте себе, что ваш двухлетний малыш может четко и уверенно выражать свои желания, как вы думаете, какие просьбы он вам выразит? 1. Говори помедленнее. Четко выговаривай начало, середину и окончание слов – этим ты поможешь мне понять тебя и научиться общению в дальнейшем, а также я пойму, как выражать мои слова и мысли. 2. Пожалуйста, смотри мне в глаза, когда мы разговариваем. Наклонись, если это необходимо. Так мне легче заглянуть тебе в глаза и понять тебя.

Тебе же достанется мое внимание целиком и полностью, что в дальнейшем поможет мне развить способности к концентрации внимания. 3. Говори со мной спокойно и мягко, даже если я совершил ошибку. Нежность привлечет мое внимание и вызовет взаимопонимание гораздо быстрее, чем крик.

Помни о том, что твоя эмоциональная энергия передается и мне. 4. Пожалуйста, не перебивай меня. Иначе, я могу стать застенчивым или буду нечетко выговаривать звуки, и позже тебе придется вести меня к логопеду. 5. Пожалуйста, не вырывай вещи у меня из рук и не трогай мои игрушки и работы без спросу. Уважай мое личное пространство и предоставляй мне право выбора, и возможно я скажу «Да» в ответ на твою просьбу. 6. Если я сконцентрирован на чем-либо, пожалуйста, подожди, пока я отвлекусь, перед тем, как ты вытрешь мне нос. А еще лучше – научи меня делать это самостоятельно.

И всегда ставь коробки с салфетками в пределах моей досягаемости. 7. Убедись в том, что меня окружает среда, полностью подготовленная для исследования. Я делаю это пальцами, а иногда пробую «на зуб». Запрет будет равносилен тому, что человеку завяжут глаза, в то время, как он наблюдает за прекрасным закатом. 8. Пожалуйста, ничего не говори, если я испачкался или уронил пищу себе на колени во время еды.

Я вытрусь и уберу, если ты мне покажешь как. Я осваиваю новый навык. Природа ведь не создает бабочку, просто сложив вместе два крылышка. Позволь мне немного побыть мягкой неаккуратной гусеничкой. 9. Всегда обращай внимание на мое питание. Корми меня только натуральной и полезной пищей, которая принесет мне пользу. Это значит, что тебе придется вставать на 20 минут раньше для того, чтобы приготовить полноценный завтрак. Я с радостью встану вместе с тобой, и мы позавтракаем вместе. 10. Я хочу быть с тобой и мне это необходимо, так я чувствую твое внимание и любовь.

Поставь в каждой комнате подходящую для меня мебель. Позволь мне шлифовать дерево вместе с Папой и чистить морковь с Мамой. Общение со своим малышом – это всегда радость и удовольствие! Чтобы ваше общение было взаимным и принесло позитивный результат, взрослым важно, что требования должны быть:  Постоянными, неизменными и не зависеть от вашего настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными и понятными для вашего малыша.

Но нельзя требовать от ребенка того, что по возрасту он еще не в состоянии сделать.  Конкретными, касаться чего-то одного и выстраиваться в некоторую последовательность. После многократных повторений одних и тех же действий (например, подготовка ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) алгоритм деятельности становиться внутренней собственностью ребенка. Взрослому же достаточно будет сказать одну фразу: «Готовимся ко сну», для того, чтобы ребенок без дополнительных подсказок (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно. Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться и взрослыми, потому что ребенок учится тому, что видит и слышит.

Онучина Л.А.


Комментировать


восемь + = 17

Яндекс.Метрика