Революция 1905–1907 гг. в России на страницах церковной периодической печати | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Революция 1905–1907 гг. в России на страницах церковной периодической печати

Период революции 1905–1907 гг. в истории развития периодической печати России был ярким и запоминающимся. Именно в 1905 г. возникло громадное количество новых изданий. Российская периодика стала ареной острой политической борьбы. Однако наряду с общественно-политическими газетами и журналами существовали и узкоспециальные. Особый интерес представляют периодические издания Православной Российской Церкви, на страницах которых текущие политические события также получили отражение. В начале ХХ в. в России насчитывалось более сотни церковных периодических изданий. Их можно разделить на две группы – центральные (издававшиеся в Санкт-Петербурге и Москве) и местные (издававшиеся в других регионах).

В каждой из 66 епархий Православной Российской Церкви издавалась хотя бы одна церковная газета (епархиальные ведомости). Источниковедческая характеристика дореволюционной церковной периодики приведена с большей или меньшей степенью полноты в большинстве современных работ, но специальных исследований на эту тему немного. Считается , что изучение церковной печати в Российской империи впервые было предпринято в 1906 г. на страницах книги «Самодержавие и печать в России» . После революции 1917 г. данную проблему затронул бывший профессор Петербургской духовной академии обновленец Б. В. Титлинов .

В последующие десятилетия церковная печать использовалась исследователями лишь для характеристики контрреволюционной линии, которой придерживалась Церковь в 1905–1907 гг.4 , хотя еще В. И. Ленин справедливо отмечал, что в период первой революции «даже дружественные по отношению к нему [царизму. – Д. Л.] общественные силы, вроде клерикализма, должны организовываться отчасти против него»5 . Лишь к 1970-м гг. интерес к проблеме источниковедения истории Церкви периода революции 1905–1907 гг. в отечественной науке стал более устойчивым; в 1984 г. вышла известная работа П. Н. Зырянова о церкви в борьбе с революцией 1905–1907 гг., значительное место среди источников которой занимала именно периодическая печать . В новейший период (после 1991 г.) церковная периодика была изучена в докторской диссертации и публикациях К. Е. Нетужилова . Позиция высшего церковного руководства в 1905–1907 гг. на материале печати достаточно глубоко изучена современной историографией, прежде всего на страницах работ М. А. Бабкина и С. Л. Фирсова . Проблема политической позиции духовенства провинциальных епархий исследована фрагментарно и требует пристального внимания.

В настоящей работе приведена краткая характеристика основных церковных периодических изданий периода 1905–1907 гг. в контексте изучения политической позиции православного духовенства. Официальным печатным органом Святейшего Синода была газета «Церковные ведомости». Они состояли из официальной части (собственно «Церковные ведомости»), в которой Синод публиковал свои определения, постановления и официальные документы, изданные самодержавной властью, а также неофициальной части – «Прибавлений». Прибавления к «Церковным ведомостям» помещали на своих страницах послания Синода и синодальных архиереев, характеризующие позицию высшего церковного управления по поводу важнейших событий современности.

Так, на страницах «Прибавлений» получили отражение такие события революции 1905–1907 гг. как Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.), Манифест 17 октября, декабрьское вооруженное восстание в Москве. «Церковные ведомости» выходили каждую неделю и относились к числу наиболее популярных в церковной среде газет; их выписывало духовенство всех епархий Российской империи. Важное место среди церковных изданий занимал еженедельный «Церковный вестник» – издание Санкт-Петербургской духовной академии, и на его страницах получила отражение дискуссионная атмосфера, царившая в стенах духовных школ. Помимо научно-богословских статей в «Церковном вестнике» печатались материалы публицистического характера и статьи о политике. Именно в этом издании предпочитали печатать свои обращения священники, входившие в либерально-обновленческую группировку.

Подобно «Церковному вестнику», весьма либеральным можно считать и журнал «Богословский вестник», издававшийся Московской духовной академией. На его страницах в годы первой русской революции печатались объемные аналитические статьи, посвященные проблемам парламентаризма, соборности, восстановлению канонического строя Церкви. Во время думских избирательных кампаний авторы «Богословского вестника» стремились поддержать конституционно-демократическую партию. В противовес либеральным академическим изданиям журнал «Вера и Церковь» публиковал материалы, окрашенные в цвета ультраправых; к числу его постоянных авторов относились такие «идеологи», как епископ Волынский Антоний (Храповицкий). Журнал печатал проповеди, поучения и аналитические статьи на тему критики идейных основ социализма и либерализма. Важную роль в регионах играли местные епархиальные ведомости – типовые издания, состоявшие, по примеру «Церковных ведомостей», из официальной и неофициальной частей. В первой части помещались манифесты императора, сведения о высочайших наградах, распоряжения епархиального начальства, сведения о вакансиях и прочая информация сугубо официального характера.

В этой части епархиальных ведомостей отражение событий революции присутствует лишь на уровне публикаций наиболее важных официальных документов. Значительно больше материала дает неофициальная часть епархиальной газеты. В ней, как правило, печатались проповеди, поучения, статьи публицистического характера, стихи и краткие рассказы. Периодичность епархиальных ведомостей – от двух до четырех номеров в месяц; в большинстве случаев они выходили еженедельно. Редкая в сравнении с ежедневными газетами частота выпуска открывала возможности для «церковных аналитиков», писавших статьи на общественно-политические темы. В целом, до 1905 г. социально-политические сюжеты не входили в компетенцию церковной печати и появлялись на ее страницах крайне редко. Именно революция включила церковных авторов в колесо политической борьбы, послужив своеобразным катализатором социальной активности в церковной среде.

Леонов Дмитрий Евгеньевич, к. и. н. (Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова)


Комментировать


девять + 6 =

Яндекс.Метрика