Региональные стратегические интересы компаний: особенности сферы услуг | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Региональные стратегические интересы компаний: особенности сферы услуг

Государственные инвестиции

В современном мировом хозяйстве отчетливо прослеживается следующая тенденция. С одной стороны, глобализация экономики означает все большее взаимопереплетение национальных хозяйственных систем. Сохраняются или полностью ликвидируются таможенные барьеры. Возрастают потоки трансграничного перемещения товаров и капиталов. Осуществляется гармонизация условий ведения бизнеса. Тем самым современные компании рассматривают мировую экономику как некое единое целое, то есть как сферу реализации своих хозяйственных интересов.

Выход на новые рынки, завоевание перспективных клиентов, поиск возможных оптимальных факторов производства — эти и другие задачи в значительной мере решаются в рамках единого мирового рыночного механизма. В то же время глобализация не уничтожает различия в уровне экономического развития отдельных стран. Более того, эти различия порой усиливаются и приобретают гигантские масштабы. Достаточно вспомнить, что уровень ВВП на душу населения в богатейших и беднейших странах отличается в несколько десятков раз. Соответственно отличается и емкость рынков, потенциал их роста и т. д.

В связи с этим многие современные компании стремятся выбрать для своей деятельности наиболее привлекательные регионы. Критерии привлекательности могут быть различными и зависят от сферы деятельности компании и инструментов проникновения на рынки других стран. При осуществлении экспорта решающее значение имеют наличие спроса на данную продукцию, емкость регионального рынка и потенциал роста. Так, например, развитые индустриальные страны обладают емкими рынками. Однако доходы на душу населения в этих странах растут относительно медленно, то есть потенциал роста невысок. Напротив, некоторые страны, входящие в БРИКС (Индия, Бразилия), в последние годы представляют собой быстро растущие рынки.

Потенциал таких рынков очень высок в связи с большим количеством населения. В 2015 году темпы роста в Китае несколько снизились, что вносит неопределенность в оценку роста местного рынка. При осуществлении прямых иностранных инвестиций для компаний наряду с наличием крупного рынка на передний план выходят такие факторы, как доступ к сравнительно дешевой рабочей силе, наличие высоко развитой финансовой и транспортной инфраструктуры, наличие льгот для иностранных инвесторов, возможности сотрудничества с местной администрацией и т. д. В современных условиях невероятно трудно найти регионы, которые удовлетворяли бы всем требованиям инвесторов. Не случайно для многих регионов характерны существенные колебания объемов прямых иностранных инвестиций.

При использовании иных инструментов проникновения на рынки других стран (международный франчайзинг, продажа лицензий и т. д.) наиболее привлекательные регионы определяются наличием соответствующих партнеров и уровнем развития институтов (например, института охраны прав на интеллектуальную собственность). Определенное преимущество здесь имеют рынки развитых индустриальных стран. Вопрос о выборе региональных приоритетов имеет специфический характер в сфере услуг.

Во-первых, многие услуги носят региональный характер и относятся к неторгуемым благам. Они могут оказываться только в данном регионе для относительно ограниченного круга клиентов (проживающих в городе, области и т. д.). Поэтому выбор региона зависит от плотности населения и некоторых специальных факторов, определяющих интерес к данному виду услуг. Во-вторых, спрос на услуги определяется культурными особенностями данного региона. Поэтому, принимая решение о продвижении услуг в тот или иной регион, необходимо учитывать этнический и возрастной состав населения, сложившиеся традиции и другие культурные ф акторы.

В-третьих, спрос на услуги в значительной мере зависит от моды, которая возникает и распространяется и в региональном разрезе. В данном контексте следует учитывать, что спрос на отдельные услуги может сократиться в одном регионе и возрасти в другом. Наконец, необходимо учитывать и фактор информационных и коммуникационных технологий. Как известно, услуги неосязаемы и могут оказываться «виртуально» с использованием средств электронной связи. Последнее обстоя тельство свидетельствует о том, что в некоторых случаях региональные различия могут и не иметь существенного значения, когда речь идет о продвижении услуг. Таким образом, в современных условиях региональные особенности имеют особую важность при определении компаниями стратегических приоритетов. Сохраня ет актуальность данная проблема и в сфере услуг.

Г. Ф. Фейгин,
профессор кафедры экономики и управления СПбГУП, доктор экономических наук


Комментировать


7 − = три

Яндекс.Метрика