Реконструкция культурного кода одинокого материнства в СССР 1945–1985 годов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Реконструкция культурного кода одинокого материнства в СССР 1945–1985 годов

Одинокое материнство — редкая тема в отечественном гуманитарном знании. В России не существует фундаментальных работ по проблемам одиноких матерей в СССР и современной России. Тема затрагивается в отдельных статьях по социологии, педагогике и психологии, в своей массе негативно определяющих это широко распространенное явление в стране и мире. Одинокое материнство считается социальной трагедией или личной драмой женщины. В то же время зарубежные исследователи подвергли тщательному анализу это явление на советском и российском материале. В частности, Д. Утрата описала культурный код российского одинокого материнства, назвав его «практическим реализмом».

Он определяется новым экономическим контекстом (переход от плановой экономики к неолиберальной рыночной системе) и необходимостью выживать в сложных условиях. Если определение «одинокая мать» было закреплено в советском семейном кодексе, то законодательство после 1991 г. практически отказалось от его использования. В контексте реставрации традиционных ценностей одинокое материнство рискует подвергнуться ремаргинализации. Пытаясь понять истоки данного явления, я реконструирую культурный код советского одинокого материнства на литературном и кинематографическом материале. Он несет культурные противоречия того времени. Юридическое закрепление категории «одинокая мать» (изначально в 1944 г.) легитимировало положение одиноких матерей и отражало попытки государства заставить женщин заводить детей вне брака в условиях послевоенного демографического дисбаланса. Но общество продолжало негативно относиться к явлению, понимая его необходимость, но не желая преодолевать стереотипы. Я исследую появление культурного кода в послевоенный период.

Он выражает противоречия культурного отношения и допустимость «хорошей/положительной» одинокой матери. Главные методы исследования: контент-анализ, корпусный анализ. Эмпирический материал: 12 рассказов и повестей (авторы: В. Панова, И. Грекова, М. Ганина, Ю. Трифонов, М. Халфина, Н. Баранская, И. Велембовская, В. Токарева, В. Сидоренко) и 4 художественных фильма (режиссеры: П. Любимов, В. Фетин, В. Меньшов), где мать-одиночка является главной героиней или важным второстепенным персонажем. Все произведения созданы с 1959 по 1985 г., с начала «оттепели» и до начала перестройки, когда данная тема стала обсуждаема.

Содержание (рестриктивного) кода выстраивается вокруг семи основных ценностно-смысловых блоков: аборт, девственность, отношение к мужчинам, воспитательные стратегии и отношение к детям, вредные привычки (курение), профессиональная карьера и образование, (повторный) брак. Эти блоки задают «грамматику» или репертуар символов (У. Эко) советского культурного кода одинокого материнства, который изменяется со временем и утрачивает свою императивность и жесткость в отношении социально допустимого поведения одиноких матерей. Контент-анализ позволяет воссоздать гендерное измерение социального отношения к матерям-одиночкам, а корпусный анализ — интенсивность использования каждого символа кода.

Сергеев Дмитрий Валентинович


Комментировать


9 × пять =

Яндекс.Метрика