Речевая агрессия в интернет-сообществах | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Речевая агрессия в интернет-сообществах

В современном мире все большую популярность приобретает общение через социальные сети, т.е. Интернет-коммуникация. На данный момент этот вид коммуникации является одним из главных способов взаимоотношений между людьми.

С каждым днем глобальная сеть становится доступнее для большего количества обычных пользователей всех возрастов и стран, которые получают возможность свободно регистрироваться в социальных сетях, общаться на форумах, причем делать это они могут не только от своего настоящего имени, но и под чужим именем и даже анонимно, ведь подлинность личности в интернете почти никак не проверяется.

Таким образом, распространение Интернета снимает ряд коммуникативных ограничений, связанных с этическими нормами взаимоотношений между людьми, т.е. свобода слова и отсутствие наказания за написанное, обусловленное анонимностью и невозможностью порой найти человека в реальном, материальном мире, влечет за собой уничтожение сдерживающих механизмов, направленных на регулирование отношений между людьми.

Другими словами, пользователи интернета перестают чувствовать ответственность за свои слова и позволяют себе говорить то, что они бы никогда не сказали при общении вживую, т.е. проявляют речевую агрессию. Стала острой проблема невладения многозначностью некоторых слов, их произвольное осмысление в качестве политических ярлыков, как то: патриот, консерватор, экстремист и т.д. А неоднозначность понятийного содержания при резкой отрицательной оценочности делает слова весьма опасным оружием для манипуляцией общественным сознанием.

Данный факт является ничем иным, как проявлением речевой агрессии, так характерной для современных публичных дискуссий [1, с. 29– 31]. Согласно психологическим словарям, агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, как физический, как и моральный. Существуют биологические и психологические объяснения выбора агрессии как стратегии поведения при коммуникации: причиной может быть как наследственная предрасположенность к агрессии, так и воспитание, т.е. ситуация, когда в семье принято общаться на повышенных тонах, или наоборот, невоспитанность, когда ребенок растет, будто Маугли, и неприспособлен для общения с другими людьми. Речевая агрессия в социальных сетях воплощается посредством использования инвективных речевых жанров. Впервые понятие было введено российским лингвистом Борисом Яхиевичом Шариффулиным. Инвектива – это резкое выступление против кого-либо или чего-либо, оскорбительная речь, брань, выпад.

Самыми популярными видами инвективных речевых жанров являются оскорбление, угроза, насмешка, упрек, претензия, нападки. Их объектами чаще всего становятся внешность, умственное развитие или поведение человека [3]. Приведем несколько примеров для лучшего понимая картины, взятыми из социальной сети «ВКонтакте»: «Фууууу, он же страшненький!» «Бесит когда девушки считают себя красотками, ты дура» «Да, ну и стервой она оказалась» «Овца тупая» «Ну и урод ты моральный» «Слыш ты, малолетка, ты договоришься скоро, за психичку ответишь мне!» «Лучше не беси меня, а то в этом городе место себе не найдешь!!!» «Скажи своей тупой подруге, чтобы дома сидела, а то мало ли кто вечерком их прищемит, больно будет!» Как показывает статистика, большинство пользователей социальных сетей это молодежь и подросткам, что является вполне объяснимым, поскольку, как правило, новое легче принимается к использованию молодым поколением, а интернет как средство массового общения появился лишь в начале двадцать первого века.

Очень часто подростки могут самоутверждаться, проявляя при переписке в интернете агрессию, подавляя и унижая своего собеседника, повышая при этом собственное «Я», что считается в психологии одной из ведущих стратегий самоутверждения личности [2]. Иногда проявление агрессии в социальных сетях может служить способом эмоциональной разрядки, т.е. наподобие того, как человек может «остыть», играя в компьютерные игры и побеждая виртуальных врагов или избивая боксерскую грушу, он может атаковать собеседника вербально и таким образом выпустить пар.

А порой целью речевой агрессии служит необходимость выбить человека из колеи и умышленно дискредитировать его, когда в споре между людьми не остается никаких логически верных и приемлемых аргументов, чтобы в данном споре одержать победу. Однако если для человека, проявляющего агрессию, ситуация, как правило, заканчивается положительно, то его собеседник может быть оскорблен и напряжен, если обладает чувствительностью к подобного рода выпадам со стороны пользователей интернета и не обладает знаниями психолога, чтобы понять мотивы поведения своего оппонента. И, таким образом, вполне вероятен запуск цепочки агрессий, при которой оскорбленный человек должен выплеснуть свой гнев на другого, и так по замкнутому кругу, пока кто-нибудь сознательно не смолчит.

Сократовское мерило «Каков человек, такова и речь» останется в веках, это истина, не требующая доказательств. Но, как нам кажется, приведенный перечень существующих проблем, снабженных многочисленными примерами из речи студентов, должен заставить нас задуматься в очередной раз, что мы собой представляем. Как выглядим порой со стороны, произнося нелепое или нецензурное слово, как разрушаем себя изнутри сами, быть может, того не подозревая. Ведь плохое слово подтачивает нас и разрушает не только нас, но и окружающих [1, с. 29–31].

К сожалению, подобное общение в социальных сетях крайне негативно сказывается на еще не сформировавшейся психике подростка. Поэтому в современном мире ставится во главу угла вопрос о том, как научить пользователей социальных сетей проявлять друг к другу вежливость и уважать собеседника, ведь именно эти качества считаются важнейшими регуляторами коммуникативного поведения, без которых невозможно добиться взаимопонимания между людьми.

Литература

1. Косякова Я.С., Михайлов Г. Проблемы эколингвистики в среде современной молодежи // Молодой ученый. 2016. № 7.4. С. 29–31.

2. Стексова Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика. 2013. № 3.

3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. М., 2000.

Е.Д. Пожарская


Комментировать


3 × = шесть

Яндекс.Метрика