Речевой имидж политического деятеля (на материале имиджевого интервью А. Навального) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Речевой имидж политического деятеля (на материале имиджевого интервью А. Навального)

1

Важнейшей профессиональной характеристикой политического кандидата является его речь, которая играет существенную роль в борьбе за электорат и выступает инструментом воздействия на него. В этом случае мы обращаемся к понятию речевого имиджа. Речевой имидж — это особый вид имиджа, в основе которого лежат речевая и содержательная составляющие. Речевая составляющая имиджа представлена речевой культурой, речевой самостоятельностью и коммуникативной компетентностью, а содержательная — ключевыми словами, лозунгами, моделями прошлого, настоящего и будущего.

В исследовании анализу подвергается речевой имидж Алексея Навального. Целью ставится выявление основных характеристик и приёмов, составляющих речевой имидж политика. В качестве материала используется имиджевое интервью А. Навального РБК 14 декабря 2016 года. А. Навальный владеет речевой культурой, понимает принципы и правила общения с собеседником в процессе интервью, знаком с особенностями имиджевого интервью. Стоит указать и на коммуникативную компетентность политика, которая проявляется в способности субъекта коммуникации ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Можно говорить о речевой самостоятельности А. Навального, так как в речи можно заметить творчество и юмор, использование выразительных и риторических средств (риторические вопросы, лексические повторы), которые помогают донести мысли до адресата. Ключевые слова, которые использует политический деятель в своей речи, позволяют узнать, что для него является приоритетным. В речи А. Навального акцент делается на отличиях избирательной кампании от предыдущих путём повтора слова кампания. Лозунг «Наша главная задача — изменить сейчас всё» является неотъемлемым компонентом речи политического кандидата, поскольку направлен на воздействие на массовую аудиторию и захват массового внимания.

Модель «прошлого» выстраивается на основе изложения свершившихся фактов, которые приводятся Навальным в качестве примера, объективного начала с элементами эмоциональной оценки, в то время как модель «будущего» содержит в себе позитивные изменения, сравнения с прошлым, которое, по мнению политика, не повторится. Модель «настоящего» пронизана оценочностью. Для аргументации своей позиции, почему надо изменять существующий порядок, политик использует отрицательные оценки (психологические, нормативные, утилитарные и телеологические), выраженные качественными прилагательными, глаголами несовершенного вида и абстрактными существительными.

Можно говорить о том, что Алексей Навальный выбрал роль «борца» и соответствующую ей речевую «маску», потому что акцентуация делается на нынешней политической ситуации, с которой нужно бороться. Политик-оппозиционер, стремящийся к власти, очерняет прошлое и дискредитирует настоящее, придавая им негативную тональность, потому что отрицательные результаты современной действительности обосновывают необходимость смены власти. Яркость речи А. Навального, употребление отрицательных оценок по отношению к своим конкурентам направлены на манипулирование массовым сознанием, деконструирование имиджа политических оппонентов и привлечение электората. Однако речь политика-оппозиционера преимущественно ориентирована на молодёжную аудиторию, подавляющая часть которой занимает пассивную гражданскую позицию и не участвует в голосовании, что значительно снижает его шансы быть избранным. А. Навального не допустили к выборам Президента РФ 2018 года из-за судимости по обвинению в мошенничестве.

Как политический лидер он не до конца сформированный бренд. Речевой имидж «борца» работал на политика, позволял ему привлекать электорат, однако только этого недостаточно для того, чтобы победить на выборах; важны политические действия, политические решения, управленческий опыт, сильная репутация, электорат и коммуникация с ним и т. д.

Д. В. Волковский


Комментировать


+ 7 = десять

Яндекс.Метрика