Речевой портрет журналиста сетевых медиа | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Речевой портрет журналиста сетевых медиа

woman microphone question interview journalist

В век тотальной информатизации общества и конвергентных процессов сетевые медиа являются приоритетными, ведь они оперативно обновляются, имеют актуальную информацию, адаптированы под разные гаджеты и удобны в использовании. Клиповое мышление современного поколения постоянно обращается к визуальному контенту, создавая персонифицированные запросы и формируя собственные каналы получения информации. Журналисты следуют тенденциям и переводят свою деятельность в интернет-пространство, где больше свободы, шире аудитория, быстрее обратная связь и масштабнее доходы.

В сети важно занять свою нишу и производить востребованный («годный») контент, быть брендом, потому что, по словам В. Познера, «в России сегодня нет журналистики, а есть журналисты, отдельно взятые». Журналистика становится более персонифицированной: аудиторию интересуют мнения и оценки, она требует эмоций. Зрелищность подкупает аудиторию, которая напрямую влияет на рейтинги программ. Эмоциональность журналиста в профессиональном плане очень важна, это часть речевого портрета автора, поэтому данная работа посвящена речевому портрету Юрия Дудя, главного редактора интернет-издания «sports.ru», ведущего видеоблога на своём ютуб-канале «вДудь».

Науке известны разные дефиниции термина «речевой портрет»: они зависят от критериев, анализируемых при составлении описания речевой деятельности. В нашем исследовании мы пользуемся определением Г. Г. Матвеевой, которая характеризует речевой портрет как «набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определённых намерений и стратегий воздействия на слушающего» (Матвеева Г.Г. Диагностирование личностных качеств человека по его речи. Спецкурс. Ростов-на-Дону, 1998. С. 11). Использование этой дефиниции обусловлено тем, что анализ программ «вДудь» показал прямую зависимость такой речевой практики как выбор ведущим тональности общения от персоны интервьюируемого. Для определения речевого портрета коммуниканта важен анализ его культуры речи. О. Я. Гойхман выделяет десять критериев культуры речи: правильность, коммуникативная целесообразность, точность высказывания, логичность изложения, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. Чистота речи и её эстетичность не всегда соблюдаются ведущим.

В выпуске с музыкантом Feduk’ом оба собеседника позволяют себе обсценную лексику, вульгаризмы, слова-паразиты и жаргонизмы («какую котлету получил?»; «объясни тем, кто не шарит, прямая бочка — это что такое?»). В программе с Леонидом Парфёновым ведущий тоже не всегда соблюдает чистоту речи, изредка используя маты, жаргонизмы: «Это хороший панч, да, это здорово!». Юрий Дудь периодически использует прецедентные феномены с целью поддержать коммуникацию и выразить своё отношение к чему-либо. Языковая игра используется ведущим «вДудь» чаще, чем прецедентные феномены. В выпуске с Feduk’ом Юрий Дудь с помощью языковой игры иронизирует над гостем: при вопросе интервьюер противопоставляет обычных людей и рэперов: «У нас — у людей или у рэперов?».

Таким образом, становится понятно, что на речевой портрет ведущего влияет медиаресурс, где размещается видеовыпуск. В интернете бо́льшая свобода отражается и в речевом поведении говорящих. Интервьюер может позволить себе нарушать чистоту речи, её эстетичность, используя нелитературные выражения, грубую лексику. Интервью из официальной беседы трансформируется в приятельский разговор. Формат этой программы предполагает «перебивки», в которых коммуниканты перемещаются в другую локацию на съёмочной площадке, и зачастую именно в этих «перебивках» звучат наиболее провокационные вопросы, то есть мы можем говорить о зависимости речевого поведения интервьюера от места проведения интервью.

А. Е. Дятлова


Комментировать


девять + 6 =

Яндекс.Метрика