Роль семьи, рода, дома в формировании личности человека в русской литературе XIX века | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Роль семьи, рода, дома в формировании личности человека в русской литературе XIX века

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский

Цель: определить влияние семьи на формирование личности русских литераторов в произведениях русской литературы. Задачи:  прочитать тексты произведений русской литературы 19 века;  сделать тематический анализ произведений писателей 19 века,  определить условия взаимоотношений в разных семьях в литературе. Гипотеза: если мы определим условия, на которых строятся взаимоотношения в семье, то мы сможем определить истинную роль семьи в становлении личности.

Тема нашей работы очень актуальна сегодня. Проблема семьи многопланова. Она включает в себя проблему взаимоотношения «отцов» и «детей», проблему неблагополучного детства, проблему наследования. Кризис семейных отношений, распад семьи всегда воспринимался как трагедия в нашем народе. Сейчас после длительной потери исторической памяти, разрушения национальных святынь, эпохи Иванов, не помнящих родства, обострился интерес к прошлому, к историям родов (дворянских, купеческих, крестьянских). Проблемы семьи, детства занимают сегодня писателей, публицистов, социологов, психологов не случайно. Часто, отвергая авторитеты родителей, пожилых людей, молодежь ищет нечто свое.

И как следствие – наркомания, криминал. Сегодня в разных городах страны зарегистрированы тысячи бездомных детей. Проблема существует. По мнению психологов, семьи бывают деструктивные и конструктивные. Деструктивная семья – это вид неблагополучных семейных отношений, для которых характерны изолированность отдельных ее членов, атмосфера эмоционального напряжения, отсутствием душевной близости (примеры такой семьи мы можем увидеть у Грибоедова, Лермонтова, Островского, Салтыкова-Щедрина). Конструктивная семья – это семья, в которой организация взаимопомощи стала основной целью, вызвала ее сплочение и мобилизацию, (примеры конструктивной семьи мы можем увидеть у Пушкина, Тургенева, Толстого). Рассмотрим примеры деструктивной семьи в произведениях русской литературы 19 века. 1. Тему губительного влияния семьи на формирование личности затрагивает в своем произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов.

Софья настолько поддалась влиянию «фамусовщины», что сама незаметно становится защитницей ее интересов. И Софья отвергает Чацкого по тем же мотивам, по каким отвергает его «фамусовское общество»: он «не свой», он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников.

В образе Софьи А.С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена «фамусовщиной», как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается. 2. Тему бездушия светского воспитания поднимает М.Ю.Лермонтов в своем произведении «Герой нашего времени». Печорин – выходец из дворянской семьи, получивший типичное для аристократической молодежи воспитание и образование. Вскоре он разочаровывается в жизни. Светское воспитание исковеркало его душу. Сам Печорин так говорит о себе: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца … Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни … В груди моей родилось отчаяние … Я сделался нравственным калекой …». Так мы видим, как бездушное светское воспитание убило живую душу героя и сделало его «нравственным калекой». 3.

Проблему взаимоотношений в семье, безусловную подчиненность старшим рассматривает в своем произведении «Гроза» А.Н. Островский. Кабаниха – женщина властная и жестокая, она считает себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старше и, стало быть, именно ей принадлежит главенствующая роль в семье. Кабанова придерживается старых семейных традиций, по которым семья рассматривается как своеобразная иерархия. Кабанова извлекла самые жестокие формы из вековых традиций, оправдывающие деспотизм. Желая сохранить старинный уклад жизни в семье, Кабаниха довела семью до развала. Гибель Катерины – результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. На примере семьи Кабановых Островский показал современному обществу его тяжкие нравственные изъяны, прикрытые внешним лоском и кажущимся благополучием. 4. Проблема вырождения помещичьей семьи у Салтыкова-Щедрина. Композиция романахроники подчинена изображению распада и гибели головлевской семьи.

Каждая из глав романа снабжена емким «говорящим» заглавием, как будто бы намекающим на существование семейных уз, но на самом деле содержащим скрытый иронический намек на необратимый их распад. Глава «Семейный суд» оборачивается расправой над Степаном Владимировичем. В главе «По-родственному» Иудушка ускоряет смерть своего брат Павла. Материнским проклятием сыну-кровопийце завершается глава «Семейные итоги». Освобождением из плена считает свой отъезд из Головлева Аннинька (глава «Племяннушка»). На верную смерть обрекает своего незаконного сына Иудушка, отправляя новорожденного в воспитательный дом (глава «Недозволенные семейные радости»). Арина Петровна – мать, однако она совершенно равнодушна к своим детям. Слово «семья» не сходит у нее с языка, и все, что она делает, как будто направлено на благо семьи. Но внутрисемейные проблемы оставляют ее совершенно спокойной. Три поколения семьи Головлевых – это люди, непригодные к труду, душевно опустошенные, кончающие одни пьянством, другие самоубийством.

В жизни каждого из них Щедрин видит три характерные черты: праздность, непригодность к какому-либо делу и запой. Именно эти качества и привели к распаду семьи. Таким образом, по мнению русских классиков 19 века, отсутствие нравственных ценностей, эгоизм, бездушие, лицемерие, праздность, являющиеся отличительными признаками деструктивной семьи, оказывают губительное влияние на формирование личности.

Обратимся теперь к примерам конструктивной семьи. 1. Например, прекрасно просматривается наша тема в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на примере семьи Лариных. Автор рассматривает семью как то единое целое, без которого не может существовать ни государство, ни мир. Отец и мать безумно любят своих дочерей. Семья для Лариных – святыня, они глубоко чтят семейные традиции.

Это оказывает огромное влияние на формирование характера Татьяны. Татьяна близка к народу, искренна, проста и благородна. Героиня не способна к обману, к сделкам со своей совестью. Естественная потребность – любить и быть счастливой, потребность, которая была проявлением ее страстной, сильной и нравственно чистой натуры. Народная мораль, народные традиции, искренние чувства – основа крепкой семьи, по Пушкину. 2. С проблемой семьи связана и вечная проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».

Ее рассматривает в своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев. Отец Базарова – штаб-лекарь – служил в войсках, прославившихся во время Отечественной войны 1812 года. Мать Базарова – «настоящая русская дворяночка», как говорит с несомненной симпатией Тургенев, – «с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хоть и сплетничала подчас». Родители Базарова безгранично любят своего сына, но любовь Базарова к родителям обычно скрыта под его суровой, напускной сдержанностью. Евгений любит своих родителей, но скуп в проявлении чувств. Родители не понимают его работы, но чувствуют, что их сыну уготовано прекрасное будущее.

Они для этого все сделали. Таким образом, внешне суровое, внутренне очень трогательное отношение в семье оказало благотворное влияние на Базарова. На примере семьи Базаровых Тургенев показал конфликт поколений на сломе эпох, конфликт между «добрыми и честными родителями» и сыновьями – «отрицателями», которые «идут по своей дороге» не потому, что у них есть «личное негодование» против родителей, а потому, что они «более чутки к требованиям народной жизни». 3. В центре романа «Война и мир» представлены 2 семьи – Ростовы и Болконские, отличающиеся чувством соединенности и духовной общности.

Ростовы – толстовский идеал семьи. В этой семье все строится на любви и взаимопонимании. Ростовы принадлежат к высшему обществу, но, несмотря на это, они добры, искренни, простодушны и щедры. Эта семья близка русскому народу. Открытость души семьи Ростовых – это способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь. У Ростовых сильно развито чувство дома, семьи. И в горе Ростовы поддерживают друг друга. Ростовы – патриоты. Писатель очень часто употребляет слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых. Для Толстого за этим словом – мир, согласие, любовь.

Болконские. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в своем имении культ знаний и труда. Старик Болконский проявляет огромную заботу о детях.

Он страстно и трепетно любит своих детей, даже требовательность его идет только от желания добра детям. Старого князя с сыном сближает отношение к религии и сентиментальность. У Андрея настоятельная потребность общаться с отцом, ум которого он ценит и аналитическим способностям которого не перестает удивляться. Отец же гордится умом сына. Старый Болконский суров с княжной Марьей, но он искренне ее любит. Болконские презирали карьеризм. Членам этой семьи свойственно особенное чувство собственного достоинства, гордости. Болконские, как и Ростовы, – патриоты. Последние мысли старого князя перед смертью о России: «Погибла Россия! Погубили!». Несмотря на суровость и аскетизм в семейных отношениях, семья Болконских, по Толстому, счастлива.

Это роднит Болконских с Ростовыми. В эпилоге романа «Война и мир» Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Семьи Ростовых и Болконских – надежда и опора всей России. Их дети – будущее Российского государства. Болконские и Ростовы – движущая сила России. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по мнению русских классиков 19 века, взаимопомощь, взаимопонимание, терпимость по отношению друг к другу, сплоченность, являющиеся характерными чертами конструктивной семьи, оказывают положительное влияние на формирование личности. Таким образом, проанализировав произведения русских писателей 19 века, мы пришли к выводу: семья играет огромную роль в формировании личности человека.

Причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Сегодня, как и всегда, семья, семейное воспитание являются предметом широкой общественной дискуссии. И это лишний раз убеждает нас в важности этой проблемы. Действительно, можно ли говорить о крепком государстве, если в нем не уделяется должного внимания семье, воспитанию детей, которые в будущем и будут являть собой это самое государство?

Литература

1. Бурнашева Н.И. Диалектика персонажа в творчестве Толстого // Литература в школе. 1989. № 6.

2. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье // Литература в школе. 1993. № 3.

3. Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мировоззрении Толстого // Литература в школе. 1991. № 1.

4. Лебедев Ю.В. У стоков русской трагедии // Литература в школе. 1995. № 3.

5. Михайлов Е. Проза Лермонтова. М., 1957. 6. Мурашов А. Из тонких линий идеала. М., 1990. 7. Тарасов Б.Н. Детство в творческом сознании русских писателей // Литература в школе. 1995. № 4.

Э.Р. Мухаметшина


Комментировать


один + 5 =

Яндекс.Метрика