Роль учебника в системе школьного обществоведческого образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Роль учебника в системе школьного обществоведческого образования

"Чтение - это искусство"

К концу первого десятилетия XXI века завершилось становление единого курса «Обществознание» в основной и старшей школе. Были разработаны теоретические основы, требования к учебнику, концепции содержания учебного предмета.

Создано несколько завершенных авторских линий учебников. Разработаны и внедрены учебно-методические комплексы (УМК) по предмету. Под учебно-методическим комплексом обычно понимают совокупность учебных пособий для организации процесса обучения: программу, учебник, учебно-методические пособия, задачники, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради и др.

Какое же место занимает школьный учебник обществознания среди других компонентов образовательной системы? Каковы его функции в условиях современной школы? Как он влияет на поведение ученика и учителя, а также на качество образовательного процесса? Является ли он необходимым и достаточным средством обучения?

Попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотреть роль учебника в процессе обучения, обратившись непосредственно к практике преподавания предмета. А именно, – на примере экономического модуля обществоведческого курса, проанализируем содержательные, методические, образовательные возможности наиболее распространенных в школах линейки учебников издательства «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова [3] и линейки учебников издательства «Дрофа» под редакцией А.Ф. Никитина [2]. В основной школе экономические знания представлены в разделе «Основные сферы жизни общества» (в соответствии с обязательным минимумом содержания образования по обществознанию).

В нем рассматриваются следующие ключевые понятия: экономика и ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности; ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; обмен, торговля, деньги; рынок и рыночные механизмы; предпринимательство; производство; налоги; экономические функции государства и др. Хотелось бы отметить, что в ПООП ООО включены экономические понятия, характеризующие рыночную экономику; рынок и рыночный механизм; предпринимательство и его организационноправовые формы; малое предпринимательство и фермерское хозяйство; издержки, выручка, прибыль, заработная плата и стимулирование труда, экономические цели и функции государства [4, c. 69]. В старшей школе экономические знания в более полном объеме представлены в разделе «Общество как сложная динамическая система».

Рассматриваются экономические проблемы (в контексте развития современного общества, общественного прогресса, процессов глобализации, угроз и вызовов XXI века).

Изучаются понятия: • микроэкономические: спрос и предложение, постоянные и переменные затраты, основные источники финансирования бизнеса, акции и др.; • макроэкономические: банковская система, финансовые институты, инфляция, рынок труда, роль государства в экономике, государственный бюджет, валовый внутренний продукт (ВВП), экономический рост, экономическое развитие, мировая экономика, глобальные экономические проблемы. Стандарт требует от учащихся не только теоретически овладеть экономическими знаниями, но и уметь их применять в процессе решения практических задач. Таким образом, содержательная линия «Экономика» является важной составляющей интегрированного обществоведческого курса. Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем, особенностях выполнения государством своих экономических функций, законах и механизмах функционирования различных видов рынков, национальной и мировой экономики. Каким же образом эти требования реализуются непосредственно в учебнике?

Данные, полученные в ходе анализа структуры содержания учебников по обществознанию (раздел «Экономика»), позволяют судить о невысокой доле деятельностной составляющей в структуре содержания экономических разделов. Так, учебники инициалы Боголюбова и инициалы Никитина уделяют деятельностной составляющей в структуре содержания около 30 страниц (это 20 и 31% соответственно от общего объема экономического раздела). Анализ структуры заданий показал, что в учебниках по обществознанию превалируют задания репродуктивного характера, на их долю приходится около половины заданий. В учебниках Л.Н. Боголюбова и А.Ф. Никитина около трети заданий посвящено работе с документами. Во всех учебниках отмечается малое количество тестов и экономических задач.

Также незначительна доля заданий творческого характера, предполагающих конструирование учащимися собственных знаний. Рассмотрим данные учебники более детально. Учебник «Обществознание» для 6 класса Л.Н. Боголюбова знакомит школьников с происхождением слова «экономика», правилам ведения домашнего хозяйства, дает представление о том, что такое «ресурсы семьи». Красочные иллюстрации, интересные задания для практической работы и вопросы для обсуждения в классе и дома помогают ребятам научиться быть настоящими хозяевами. Здесь раскрываются такие важные экономические понятия, как труд, товар, услуга, заработная плата, богатство, бедность (тема «Труд»). Школьники узнают о том, что труд и богатство – это не только экономические, но и духовно-нравственные категории; как русские купцы занимались благотворительностью (на примере известных меценатов братьев Третьяковых). Учебник «Обществознание» для 7 класса Л.Н. Боголюбова раскрывает экономические вопросы в главе «Человек и экономика».

Школьникам предлагается расширить представления об экономике, узнать об экономических продуктах и натуральном хозяйстве, производителях и потребителях, основных сферах экономики, производстве, видах и формах бизнеса, обмене, торговле и рекламе, деньгах и их функциях и т.д. В рубрике «Уроки прошлого» представлены биографии русских купцов (книгоиздатель И.Д. Сытин), фрагменты трудов отечественных и зарубежных экономистов (И.Т. Посошков, А. Смит), сведения о происхождении денег и другой познавательный материал. В рубрике «Знания на каждый день» рассказывается о том, что школьникам потребуется в их практической деятельности. Обсуждение экономических проблем, представленных в учебнике, будет способствовать развитию у школьников экономического мышления. Учебник «Обществознание» для 8 класса Л.Н. Боголюбова содержит главу «Экономика», которая включает 12 параграфов (что составляет около половины всего содержания учебника).

Школьники знакомятся с основными: • микроэкономическими понятиями и экономическими концепциями: безграничность человеческих потребностей, ограниченность ресурсов, экономический выбор, собственность, альтернативная стоимость, главные вопросы экономики, типы экономических систем и т.д. (рассматриваются также предпринимательская деятельность, роль предпринимательства в экономике, цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы, малое предпринимательство); • макроэкономическими понятиями: роль государства в экономике, распределение доходов, потребление, инфляция, безработица, мировое хозяйство и международная торговля. В содержание учебника включены фрагменты работ российских и зарубежных экономистов (В.И. Данилов-Данильян, В.А. Тишкова, А. Смит, Г.К. Гинс, У. Петти и др.), исторические сведения, статистика, проблемные ситуации для обсуждения, выдержки из Конституции РФ, закона «О защите прав потребителей», Уголовного кодекса РФ. Практикумы направлены на овладение умениями получать и критически использовать экономическую и правовую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения практических задач и др. В учебнике «Обществознание» для 11 класса Л.Н. Боголюбова экономика рассматривается как взаимосвязанная с политикой подсистема общества. Школьникам предлагаются для изучения достаточно сложные вопросы: роль экономики в общественной жизни, влияние экономики на уровень жизни, социальную структуру общества; связь экономической культуры и деятельности, экономических отношений и интересов, экономической свободы и социальной ответственности.

Учащиеся узнают об основных тенденциях развития экономической сферы жизни на рубеже двух веков; факторах, влияющих на уровень жизни; эффективности экономических механизмов; функциях государства и его влиянии на экономический сектор; знакомятся с понятиями: уровень жизни, ВВП, уровень бедности, потребление, приватизация, оптимальная национальная стратегия и др. В учебник включены фрагменты работ современных ученых-экономистов, художественных произведений; практические задания.

В другом учебнике «Обществознание» для 11 класса А.Ф. Никитина (базовый уровень) есть глава, посвященная экономическим знаниям. Она включает широкий круг экономических вопросов и понятий: экономика; наука и хозяйство; государство и экономика; экономические системы; сущность рыночной экономики; элементы рыночного хозяйствования; собственность; предпринимательство; деньги и банки; денежно-кредитная политика; налоговая система; рынок труда; Россия в системе международных экономических отношений. В содержание учебника включены схемы и таблицы; вопросы и задания; темы сообщений, авторефератов и других творческих работ. Несмотря на все вышесказанное, авторы новых учебников (как правило, ученые-экономисты, преподаватели вузов) недостаточно учитывают психолого-педагогические требования к современному школьному учебнику.

Слабой оказывается и методическая проработка и обеспеченность содержательного потенциала учебников. К несомненным достоинствам можно отнести то, что основные экономические концепции описывают исходя из российской экономической ситуации, поясняя в большинстве случаев примерами из российской практики.

Подводя итоги исследованию учебников, важно обозначить его функции в образовательном процессе. Традиционно выделяют следующие функции:

• общеобразовательную (вооружение школьников знаниями методологических принципов, диалектическими методами познания предмета, а также умением сознательно применять эти знания и методы в учебно-познавательной деятельности);

• воспитывающую (формирование мировоззрения, способности к контролю и самоконтролю, самооценке и взаимопомощи и т. д.);

• развивающую (развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целеполагающей активности и творческих качеств учащихся). Анализ современных учебников по обществознанию, рекомендованных МОН РФ, выявил, что заданий в учебниках мало, структура заданий не в полной мере отвечает задачам школьного экономико-обществоведческого образования.

При этом рабочие тетради и практикумы, не являющиеся массовыми и доступными, не всегда отражают весь спектр экономических вопросов [1, с. 75].

Однако рассмотренные нами учебники имеют и ряд преимуществ:

• в содержании большинства из учебников нашли отражение важные социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе;

• содержащаяся в них информация в значительной степени дает адекватный ответ на запросы социума и педагогически обоснованно отражает процессы, происходящие в обществе;

• в содержании учебных текстов и методическом аппарате почти половины учебников отражены «болевые точки» действительного состояния и тенденций развития российской экономики.

Таким образом, учебники в определенной степени реализуют все требуемые функции, но степень их реализации является не всегда достаточной для достижения образовательных результатов.

Следовательно, одних учебно-методических материалов для формирования у школьников знаний, умений, ценностных отношений в курсе обществознания недостаточно. Учитель должен оценивать уровень знаний класса и учитывать то, насколько учебник эффективен в вопросе формирования экономических знаний, т.е. всегда необходимо организовывать этот процесс, наиболее подходящим для того или иного класса способом: возможно корректировка вопросов, заданий и др.

Литература

1. Королева Г.Э. Современные проблемы школьного экономического образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. – № 4. – С. 72–76.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. Базовый уровень 6-11 кл.: Учебник. – М.: Дрофа.

3. Обществознание. 6-11 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/POOP_OOO_reestr_2015_01.doc

А.Ю. Шейкина


Комментировать


один × = 9

Яндекс.Метрика