Россия должна возрождаться на духовных основаниях | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Россия должна возрождаться на духовных основаниях

Россия должна возрождаться на духовных основаниях

Россия должна возрождаться на духовных основаниях

В 90-е годы прошлого века наша страна оказалась на краю пропасти. Кризис, в котором оказалась Россия, без преувеличения можно считать одним из тяжелейших в нашей истории. В одночасье Россия понесла самые большие территориальные потери в истории, население сократилось более чем вдвое, а разразившийся демографический кризис в полном объеме не преодолен до сих пор. Экономические потери также можно сравнить с худшими периодами Гражданской и Великой Отечественной войн. Сегодня Россия уже оправилась от тяжелейшего удара, но до возрождения былого величия ей еще очень далеко. В этих условиях сама возможность восстания из пепла у многих возникает резонные вопросы, так как слишком многое уже потеряно, в том числе и безвозвратно, слишком велико отставание от тех, кто продолжал спокойно развиваться, да и вера в собственные возможности в определенный момент, кажется, начала нас покидать.

Но Россия уже не раз возрождалась из пепла, что подсказывает нам возможность возрождения и в этот раз. Но для строительства новой России, которая должна будет стать образцом для всего остального мира в духовном, культурном, военном и экономическом плане, крайне важно выбрать правильное основание. Иначе мы рискуем повторить риск Советского государства, которое, несмотря на былое величие, не просуществовало и ста лет. Детальный анализ, которым мы займемся ниже, наглядно продемонстрирует, что Советский Союз изначально был обречен на крах, так как его строительство было начато на гнилом фундаменте. Также детально проанализируем исторический опыт возрождения страны, в ходе чего выработаем и предложим те основания, на которых можно будет построить Великую Россию, способную не только существовать, но и развиваться многие сотни лет. Сегодня это особенно важно, так как мир переживает болезненную ломку старого миропорядка, в ходе которой возникает новая система, за бортом которой нам важно не оказаться, иначе мы рискуем потерять Россию навсегда,.

Даже несмотря на то, что сегодня кажется, что худшее уже позади. Слишком многое указывает на то, что такое впечатление обманчиво, и проявиться все это может уже лет через 20-25, но тогда будет уже поздно, если не начать меняться уже сейчас. Причем изменение должно стать действительно коренным и затронуть все наше общество, так как без изменения себя невозможно изменить мир вокруг. Тема необходимости возрождения России возникает в жизни нашей страны довольно часто в историческом масштабе. Это происходило, по крайне мере, раз в несколько веков. Так было, к примеру, в эпоху феодальной раздробленности или Смутного времени, после Гражданской войны или в конце прошлого века. В разные исторические периоды основания этого процесса, как идеологические так и фактические могли быть самыми разными, но суть оставалось единой — возрождение Родины буквально из пепла. Справедливости ради надо отметить, что в этот пепел страна всегда превращалась руками нашего народа, хотя часто и не без внешнего вмешательства.

Это надо понять и принять, чтобы никогда в наших бедах не обвинять кого-то другого. Всегда необходимо помнить, что за то, что с нами происходит, мы несем полную ответственность. Ведь даже если в наш дом приходит враг, значит мы оказались недостаточно сильны, чтобы остановить его от воплощения преступного замысла. Исторический аспект этой проблемы представляет не малый интерес, в связи с чем, в дальнейшем позволим себе остановиться на нем несколько подробнее, но особое внимание естественно представляет процесс современного возрождения нашей страны. Важность истории не стоит недооценивать. Чтобы избежать излишней демагогии на эту тему, только отметим, что знание истории наряду с географией позволяет в полной мере понять суть происходящих сегодня в мире процессов и достаточно точно спрогнозировать их развитие. В названии данного трактата заключена деятельностная характеристика, что прямо указывает на то, что возрождение должно происходить при активном участии широких слоев населения России. Только широкое народное участие помогало возрождению страны в прежние годы. Даже в эпоху, когда подавляющее большинство населения страны принадлежало к одной группе, силы и энергии этого слоя было недостаточно для успешного завершения процесса.

В доказательство этого напомним, что народное ополчение против захватчиков, сформированное в 1611-1612 годах, возглавлялось боярином князем Дмитрием Пожарским и торговым человеком Кузьмой Мининым. И это при том, что более 90% населения страны были крестьянами, которые также не оставались в стороне от происходящего. В этой связи, не вызывает сомнений потребность широкого социального представительства в возрождении страны на современном этапе.

Расчет на отдельные социальные группы или сильного лидера, который обо всем позаботится, не пройдет. Или мы возрождаем Россию все вместе едиными усилиями, или не возрождаем вовсе. Еще раз подчеркнем нашу полную ответственность за все, что с нами происходит, в связи с чем упование на другого просто не допустимо. Отдельно остановимся и на национальном вопросе. К сожалению, в последние десятилетия имеют распространение 2 противоположные точки зрения. Сторонники первой являются носителями ультраправой идеологии, и с ними я бы не хотел иметь ничего общего. Сторонники другой утверждают, что говорить о какой-то особой роли русского народа есть национализм, граничащий с шовинизмом. С этими людьми я также не имею точек соприкосновения. Пока лишь отметим самые основные моменты этой весьма сложной на практике темы. Во-первых, надо учитывать, что государство под названием Россия создано народом, который именуется русским. С этим спорить нельзя, так как это является историческим фактом. Собственно еще совсем недавно русский и российский были полными синонимами, но теперь почему-то в сознании укоренилось различение. Также именно русский народ явился носителем формировавшейся столетиями духовности и культуры, а также вносил основной вклад в военное дело, развитие науки и техники. В то же время русский народ в основной своей массе всегда был очень терпелив к людям иной крови. Ярчайшим подтверждением этому служит тот факт, что русский народ формировался путем активного смешения с народами осваиваемых земель.

И за многовековую историю русские смогли мирно ассимилировать сотни народов и племен. Еще раз отмечу, что процесс этот носил сугубо мирный характер и не был направлен на физическое исчезновение других народов. Сегодня часто можно услышать возгласы, что сложившаяся в России модель межнационального взаимодействия направлена на уничтожение малых народов. В доказательство этого приводятся факты того, что многие народы потеряли свою идентичность и растворились среди русских.

Однако, подобные обвинения не имеют под собой фактических оснований. К примеру, те же мордва или татары, которые веками бок о бок жили с русскими, до сих вполне успешно сохранили свою идентичность, а их существованию ничто не угрожает. Хотя и в этом случае имело место действительно масштабное взаимопроникновение. Таким образом, если отдельные люди и целые народы полностью перенимали русскую идентичность, то они становились частью великого русского народа. Если же для людей по тем или иным причинам было важно сохранить свою этническую автономность, то никто им в этом вопросе не чинил никаких препятствий.

Что касается оснований для будущего возрождения, то здесь открывается большое поле для дискуссий, что также заслуживает пристального внимания. Но исторический опыт подсказывает, что верным фундаментом может являться лишь духовность, успешный опыт достижения которой у нашей страны имеется. Конечно, найдется много сторонников преимущественного развития экономики, которые не безосновательно будут доказывать, что сильное государство должно основывать на сильной экономике. Но с этим никто и не спорит — сомнению подвергается лишь верность выбора экономического основания в качестве первичного при возрождении нашей страны. Что касается экономического фундамента, то его развитием долго и упорно занимались в Советском Союзе времен развитого социализма. Опыт построения ведущей экономики без духовности, надо сказать, оказался не особо успешным, а результат всем нам хорошо известен.

Кто-то в этой связи может указать на западные страны. Но брать за основу возрождения России лживые ценности общества потребления могут либо закоренелые либералы, либо люди весьма далекие от предмета нашего обсуждения, либо иностранцы, не желающие добра России, и их приспешники среди наших сограждан. Последние уже попытались разыграть свою карту в конце 80-х — начале 90-х годов XX века. Последствия этого процесса мы переживаем до сих пор.

Существовали попытки замены духовности и некими идеологическим конструкциями. Но и из этого ничего хорошего не вышло. Кто считает иначе, может вспомнить про «прелести» военного коммунизма или политики коллективизации. Здесь лишь отмечу, что как автор я не являюсь противником СССР и не считают его «обителью зла». Советский Союз был специфической попыткой возрождения России, которая была востребована в конкретный исторический период, но достаточно быстро показала несостоятельность в длительной исторической перспективе, что связано с непригодностью идеологического фундамента в принципе, а не только коммунистического или какого-либо другого.

Итак, основанием возрождения нашей страны может быть только высокая духовность. Русская земля родила действительно много, как говорили в прежние времена, «светильников», которые освещают духовную тропу для миллионов людей до сих пор. В этой связи, часть патриотического сообщества часто за идеал принимает Российскую империю начала XX века. Но и эта модель дала сбой, так как настоящая не внешняя духовность имела весьма ограниченные рамки. К примеру, если обратиться к житиям новомучеников российских, то период рубежа XIX-XX веков описывается как время упадка монашества, несмотря на большую численность этой социальной группы. Причины разложения лежат в истории, когда монастыри становились местом ссылки людей, абсолютно не предназначенных для монашеской жизни. Очевидно, что постриг и связанное с ним служение является делом сугубо добровольным. Конечно, можно насильно постричь человека в монахи, но внешняя форма не добавит человеку внутренней чистоты и желания приблизиться к Богу.

Грешили этим и первые лица российского государства. К примеру, Иван Грозный отправил в монастырь 2 своих законных жены. Учитывая, что в прошлые столетия развод на Руси был фактически запрещен, законно вступить в новый брак можно было либо после смерти супруга или супруги, либо после ухода второй половины в монастырь. Подобная политика практиковалась на протяжении нескольких столетий, в результате чего многие представители монашества, загнанные в обители не по своей воле, вступали в сексуальные отношения с противоположным полом и накапливали богатства, что прямо противоречит монашескому обету.

Необходимо отметить, что подобное поведение членов данной религиозной группы было практически невозможно на заре появления русских монастырей, когда людьми двигало именно духовное чувство. Конечно, попрание основ монашеской жизни частью братии не означает того, что в подобных условиях не было людей действительно духовно чистых и даже святых, и упоминавшиеся нами жития новомучеников являются тому ярком примером. Главный вывод, который должен быть сделан из этого, — человек должен быть готов к самостоятельному духовному поиску без внешнего понуждения. Насильственное воцерковление может принести больше негативных последствий, чем пользы.

Кроме того, надо помнить и опыт духовных отцов. Многие из них достигали высот духовности не в многолюдном монастыре среди людей, а будучи отшельниками. И уже после этого к ним тянулись люди, когда они могли делиться своим опытом, приобщая к нему других. Также отметим, что практически тот же самый народ, населявший «эталонную» православную империю рубежа веков, буквально несколько десятилетий спустя взрывал храмы по всей стране. Здесь, конечно, можно всю вину свалить на большевистскую верхушку, осуществлявшую планомерную борьбу с православной церковью и искоренявшую веру в душах людей даже путем их физического уничтожения, но борьба эта осуществлялась руками нашего собственного народа, и без желания широких слоев населения осуществить это было бы невозможно.

Отметим, что творилось это преступление руками тех людей, которые воспитывались, казалось бы, в верующих семьях. Это связано с тем, что число действительно верующих было не таким уж и большим, и большая часть из них сгинула в пучине Гражданской войны или была вынуждена уехать из страны. Другие подверглись репрессиям или старались не афишировать своей религиозной принадлежности, спасая таким образом от расправы себя и членов своих семей. А абсолютное большинство населения страны, если и было религиозным, то только внешне, что при снятии прежних внешних ограничений сразу вылилось в масштабное богоборчество. Таким образом, Россия должна возрождаться на духовных основаниях, но само понятие духовности применительно к широким слоям населения должно быть в значительной мере пересмотрено. Несмотря на то, что во главу угла должна быть поставлена духовность, большое внимание должно уделяться экономике, культуре, военной сфере и многому другому. Духовность не должна быть самоцелью, а должна сопровождать нашу жизнь, стать ее составным элементов.

Илья Спиридонов


Комментировать


5 × восемь =

Яндекс.Метрика