Семейные ценности и безопасность: опыт семейной политики в современном российском обществе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Семейные ценности и безопасность: опыт семейной политики в современном российском обществе

Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения организующей роли семьи в современном российском обществе. Важно направить все усилия на реабилитацию семейных ценностей, так как «укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений» связаны с семейной политикой и безопасностью российского общества [1? с. 45]. Необходимость изучения данного вопроса определяется следующими обстоятельствами: Во-первых, возрастанием интереса к семейной политике и российской безопасности. Во-вторых, влиянием национальных интересов и духовно-нравственных традиций российского общества.

В-третьих, неоднозначностью изменений состояния семейных ценностей, постоянно детерминируемых объективными общественными законами, СМИ, деятельностью политических лидеров и партий (специфика проявления сознательной, целенаправленной деятельности властных структур, по обеспечению безопасности в период трансформации российского общества). В-четвертых, необходимостью сохранения российской семьи, упрочения позиций семейного воспитания в процессе поиска обновленных ценностных оснований и приоритетов для эффективного государственного регулирования безопасности.

В-пятых, несовершенностью политико-правового механизма государственного воздействия на достижение определенного уровня безопасности, направленного на взаимодействие материальных и духовно-нравственных традиций российского общества. Главная задача современного российского государства – укрепление здоровья российских граждан, увеличение продолжительности жизни, стимулирование рождаемости, укрепление семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности (аксиологический подход), создание условий для самореализации молодежи, обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.

Следовательно, семейные ценности жизненно необходимы современному российскому обществу, так как «… осмысление и ассимиляция культурой современных достижений наук о человеке отнюдь не один лишь академический интерес – человеку необходимо вырабатывать ориентиры, без которых будет попросту невозможно жить в этом мире новых, едва ли не сказочных возможностей» [2, с. 9]. Процесс транспорентности, преображения мира происходит сегодня при активном участии семьи и общества в целом. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью повышения стабильности в связи с о сложностью и неоднозначностью ситуации в стране и в мире на основе национальных, религиозных конфликтов, социально-экономических потрясений, территориальных споров (события в Европе и в Северной Африке).

В такой ситуации необходимо обобщить эмпирический материал по вопросу семейной политики, но при этом надо обязательно помнить, что «роль философии в оценке мировых проблем многообразна. Одна из основных ее ролей связана с концептуальными и методологическими вопросами, встающими при попытках решения мировых проблем» [3, с. 27]. Указанные причины определяют актуальность проведения специальных фундаментальных исследований в области семейной политики и безопасности российского общества для реализации концепции, включающей духовно-нравственные традиции и семейные ценности российского общества. Кратко уточню, что безопасность как высшая государственная система противодействия угрозам и опасностям, в организационно-управленческом отношении обеспечивается через практическую деятельность структур государственной власти, позитивно влияющих на культурную составляющую, а значит, и на российскую семью.

Ведется большая научно-исследовательская работа по разработке оценочных показателей уровней обеспечения безопасности, которая представляет сложную, иерархическую систему различных направлений, в том числе, и семейную политику, детерминированную активной работой образовательного пространства, культурно-религиозным фактором и ангажированную средствами массовой информации. Не надо забывать, что «в настоящее время в мире происходит становление глобального коммуникационного пространства, которое оказывает существенное влияние на все стороны жизни общества, отдельного человека, на структурообразующие компоненты всей системы культуры», в том числе трансформирует семейные ценности [3, с. 27].

Современный российский гражданин должен обязательно владеть технологиями в области своей специальности, понимать рамки применения и распространения этих технологий для совершенствования своего профессионализма, ответственно и целенаправленно развивать физические и духовнонравственные традиции, основы которых закладываются в семье, заботиться о своем образовании и особенно здоровье. Для актуализации семейных ценностей и эффективного государственного регулирования безопасности современная система образования должна особое внимание уделять развитию способностей российских граждан, их высокой адаптивности к постоянно изменяющимся условиям противоречивого и сложного бытия. В связи с этим, особенно важным является формирование семейных ценностей и фундаментальное укрепление института семьи. Сегодня особенно необходима инновационная семейная политика и развитие эффективных методов обучения и воспитания, а также свободный доступ, всемерное приобщение граждан к семейным ценностям, так как именно это является важнейшим основанием для повышения степени государственного регулирования безопасности российского общества.

И нельзя не согласиться с утверждением, что «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны», что актуализирует семейные ценности [4]. Особое, определяющее место в национальном российском политическом процессе занимают семейные ценности, интеллектуальные, информационно-коммуникационные возможности, образовательный уровень граждан, научные, производственные ресурсы, многообразие культурно-исторических связей, активно влияющих на формирование и актуализацию семейных ценностей, которые являются базовыми для любого общества, всего духовно-нравственного бытия.

Отметим, что современная международная обстановка, анализируемая с позиций эффективного государственного регулирования безопасности, связана со значительной неопределенностью в отношении потенциальных источников угроз, способов и приемов дестабилизации в обществе, а также форм, в которых осуществляются данные угрозы. Проявления различного вида насилия (насилие в семье), свидетельствуют о том, что новые информационные технологии могут изменить формы межличностного и межгосударственного противостояния. Поскольку проблема безопасности приобретает приоритетное значение, то возникает вопрос о специфике религиозного, культурно-исторического развития российского общества и разработки методик, укрепляющих семейные ценности с учетом ментального бытия. В связи с этим, появляется возможность обновления научного мировоззрения, дополнения современной научной картины мира, выявления специфических аспектов бытия и познания семейных ценностей в ракурсе обеспечения безопасности российского общества.

Такое обновленное представление о процессе обеспечения безопасности социальных систем позволяет на основе предложенных в статье идей, осуществлять поиск малоизвестных современному научному сообществу частнонаучных форм развития института семьи (аксиологический аспект) и конкурентно-устойчивого движения общества, разрабатывать проблему эффективного государственного регулирования безопасности в совершенно обновленном варианте с учетом духовнонравственного бытия. Особенно важным является то, что не только теоретико-методологическое обоснование обсуждаемой проблемы имеет перспективы в социуме, но и то, что это связано с эффективным государственным регулированием безопасности российского общества. Своеобразие проблемы обеспечения безопасности российского общества заключается в том, что, во-первых, формирование общественного сознания имеет специфическую структуру (в основе находятся семейные ценности), отражающую преемственность и сохранение культурно-исторических традиций и религиозных установок; во-вторых, семейные ценности, порожденные культурной самобытностью, являются духовнонравственной составляющей российского общества.

Особое внимание автор статьи сосредоточила на необходимости акцентирования семейных ценностей и безопасности российского общества, что раскрывает созидательно-творческий механизм современного политического процесса. Для формирования основ гражданского общества необходимы определенные семейные ценности, позволяющие реализовать теоретические установки партийных лидеров и партий. Учитывая сложные и неоднозначные процессы, происходящие в российском обществе, необходимо актуализировать вопрос о национальной идеологии, учитывающей интересы и перспективы семейной политики. Необходимо перейти от конфликтных системообразующих связей и доминирования непродуктивных противоречий, к консенсусно-консолидирующей модели взаимоотношений, особенно в семье.

Это означает, что переход к обновленным отношениям связан с реформированием российского общества, выявлением сущности трансформационных процессов, что предполагает определение позитивных тенденций, инвариантных решений, которые должны быть включены в модель конкурентноустойчивого развития. В связи с этим, семейная политика, основывающаяся на семейных ценностях представляет собой сложное явление из нескольких компонентов. Первый, по убеждению автора, связан с проблемой безопасности, и главное – с обеспечением национальной безопасности, отражающей специфику семейной политики российского общества. Второй компонент отражает общемировую направленность социокультурного развития, который связан с безопасностью и переходом к конкурентно-устойчивому развитию.

Два этих компонента существуют в государственных документах, но необходимо пояснить, что официальные документы могут войти в будущую национальную стратегию, хотя в них существуют противоречия, которые можно разрешить на теоретико-концептуальном уровне при разработке направлений семейной политики в российском государстве. При таком подходе безопасность будет обеспечиваться через конкурентно-устойчивое развитие, которое и будет включать в себя политико-правовой, социокультурный механизм, включающий семейные ценности государственного регулирования безопасности российского общества.

В такой модели развития безопасность будет обеспечиваться главным образом не путем защиты, а через развитие (саморазвитие и самосовершенствование), которое не будет провоцировать угрозы и порождать опасности. В обновленной модели государственного регулирования безопасности российского общества будут реализованы важные принципы бескризисного развития, обеспечивающие локализацию угроз и опасностей, составляющие гармоничное целое, социальную систему, способствующую коэволюционному движению на основе духовнонравственной составляющей и семейных ценностей. Особое внимание в решении вопросов, например, информационной безопасности становится на данном этапе очень важным, так как в настоящее время предпринимаются попытки осуществить трансформацию на уровне действий административных, законодательных структур, путем создания определенной совокупности правовых актов, регулирующих семейные отношения.

В этой связи следует пояснить, что для обеспечения эффективного функционирования системы информационной безопасности необходимы: современные технические средства, технологии безопасности, включающие профессиональное обеспечение происходящих процессов. Сюда входят также современные программные системы, средства и методы оценки выбора технологии (структуры и системы организации работ, методы подготовки кадров), что создаст условия для действенной государственной семейной политики и соответствующей ей системы безопасности. Важно отметить, что без формальных определений, позволяющих создавать модели по взаимодействию сторон и всей совокупности, невозможно в огромной по территории и ресурсам России, предложить эффективную систему безопасности.

На основе существующего опыта можно утверждать, что при активных профессиональных действиях эти вопросы будут постепенно решаться и концептуальные построения станут реальностью. На пути создания гражданского общества, рыночной экономики существует немало трудностей, но чем быстрее найдем решение и актуализируем семейную политику, тем легче будет осуществлять государственное регулирование безопасности, а значит – находить наиболее приемлемые решения сложных задач, возникающих в период трансформации и обновления экономических, правовых и семейных отношений. В итоге, выявление специфики семейной политики и государственного регулирования безопасности способствует появлению большого спектра обновленных направлений научного поиска.

Продолжение исследований в данном проблемном поле приведет к концептуальному обновлению семейной политики, что может быть обновит социально-философскую теорию развития, а также будет способствовать появлению общенаучной категории «безопасность», которая органично войдет в систему понятий. Представленные в статье выводы позволяют, в определенной мере, обобщить и найти пути общественного развития, связанные с осмыслением актуальных вопросов поиска консолидирующей стратегии на основе семейных ценностей в процессе социально-философского обобщения проблем регулирования безопасности. Сегодня, хотелось бы, чтобы парадигмальные устремления российских политиков и общественных деятелей проявлялись и фиксировались только как плюралистические и толерантные, с учетом семейных ценностей, религиозных и духовнонравственных традиций, культурно-исторического опыта российского государства.

Литература

1. Сакаев, В.Т. Демографическая политика в современной России: подходы к определению целей // Власть. – 2010. – № 12.

2.Юдин, Б. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

3. Кучуради, И. Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии. – 2004.– № 3. – С. 6.

4. Миронов,В.В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопросы философии. – 2006. – № 2.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. – 10 января 2000. – № 24.

С.Н. Соколова


Комментировать


7 − четыре =

Яндекс.Метрика