Советская, российская школа глазами учителя (середина XX – начало XXI вв.) | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Советская, российская школа глазами учителя (середина XX – начало XXI вв.)

Письмо от московской школьницы

Аннотация. В статье рассматриваются воспоминания учителей о советской школе в период со второй половины XX до начала XXI века.

Ключевые слова: учитель, советская школа, Лазовская школа, ученики, воспоминания.

Советская и российская школа на протяжении второй половины XX и начала XXI века менялась. Изменялось в ней все – и программы, и школьные знания, и ученики, и учителя, отношение к школе и учителям у населения. Этот процесс эволюции интересно увидеть через восприятие учителей. Изучение этой темы важно, потому что учителя уходя, и вместе с ними уходят воспоминания от непосредственных участников событий. Тема моего исследования – «Советская, российская школа глазами учителя». Оно основано на воспоминаниях учителей Лазовской средней школы. Нижняя граница воспоминаний охватывает 40-е годы ХХ в., верхняя – начало XXI в. Мои информанты проживают в селе Лазо.

Учителям был представлен следующий вопросник: 1. В каком году начали работать в школе? 2. Впечатление о школе в первые годы работы. Обстановка в классе. 3. Какие запомнились школьные мероприятия? 4. Первые годы работы и последующие: есть ли разница между учениками? 5. Какие требования предъявлялись к учителю? 6. Как вы считаете, достойная ли была заработная плата? 7. На ваш взгляд, изменилось ли отношение к учителям (со стороны государства, со стороны общества)? В трудные военные годы в Лазовской средней школе начинает работать молодая учительница Шестёра Валентина Олеговна. Она трудилась в Лазовской школе с 1943 по 1978 гг. По окончании Ворошиловского педучилища в 1943 г. она была направлена в Лазовскую среднюю школу Лазовского района Приморского края, где сначала работала учителем русского языка в 5 классах и старшей пионервожатой. С 1952 г. стала работать учителем начальных классов. Всю жизнь Валентина прожила в городе, выросла и училась в Уссурийске. Поэтому, когда её направили в деревню, очень переживала, как она там будет жить. Школьный коллектив тепло принял молодую учительницу. Выдали комнату в общежитии, теплую. «Когда я в первый день шла на занятия, подходя к школе, увидела, что дети все выстроились у окон и выглядывали, когда же я появлюсь. А потом дружно начали кричать: «Вон она идет!»

Обстановка в классе была хорошая. Дети меня слушали, раскрыв рты. Одеты были бедненько: застиранные рубашки, у кого-то заплатки на штанах, некоторым одежда была мала, но все были чистенькие, постиранные. К внешнему виду учителя в советской школе были строгие требования: темное платье, юбки (оговаривалась даже их длина), брюки категорически не допускались. Учителя воспринимали это естественно и не протестовали. Только в 90-е годы учителя стали выглядеть более нарядно. Стали носить брюки, появляются яркие украшения и маникюр. Подтверждение строгих требований к внешнему виду учителей отразилось в школьном приказе.

Приказ № 68 по Вангоуской семилетней школе от 6 мая 1946 г.: «У учителей на селе непререкаемый авторитет. И надо соответствовать этому. 6 мая 1946 года учительница начальных классов Мажуга А.Н. пришла в короткой юбке. Это не могло быть незамеченным. Мажуге А.Н. объявлено замечание за нарушение трудовой дисциплины, так как её внешний вид не соответствует образу советского учителя. Директор школы Даршей М.Е.» [4, Л. 50]. В соседнем классе стояла печка, и дежурные были должны топить по очереди. Школа была маленькая, но теплая. Хороший учитель – это не только «урокодатель». Это прежде всего воспитатель. В школе постоянно устраивались тематические вечера с неизменными танцами после. Сколько концертов было проведено для родителей! Отличный хореограф Т.Н. Горовая, аккомпаниатор Н.П. Веселко, режиссер М.И. Флоря. Ну, это, как говорится, внутри школы. Но школа на селе – это не изолированное учреждение, учителя несли разумное, доброе, вечное и жителям села. Часто выступали по местному радио с лекциями на темы воспитания, на исторические темы. За каждым учителем было закреплено какое-то предприятие, где проводились встречи и беседы с родителями. При школе был трудовой лагерь. С каким интересом, желанием трудились и отдыхали там старшеклассники. Начальником лагеря труда и отдыха были опытные педагоги Н.Т. Осипенко, В.Р. Ковалёв, В.Н. Малиничев. Воспитатели: Г.Д. Труханова, А.Г. Орешко, Т.Н. Цой. Ребята вместе с учителями обрабатывали посевы. А вечером – различные конкурсы, соревнования, вечера поэзии. Настоящим праздником был День Нептуна. Колхоз обеспечивал ребят полноценным калорийным питанием. На взгляд В.О. Шестёры, дети не поменялись. «За годы работы в школе для меня все дети были одинаковы. Полная отдача себя.

От темна до темна сидеть после уроков с теми, кто чего-то не понял, часто забывая о собственных детях. О здоровье даже не думали. Ходили домой к ученикам чаще, чем в магазин. Задача каждого из педагогов была одна – учить и научить всех детей: сильных и слабеньких, послушных и озорников. Ведь тогда репетиторов не было. Ученики смотрели на нас, брали с нас пример. Поэтому мы должны были выглядеть достойно, что в поведении, что во внешности. Материально никакого интереса не было. Так, зарплата у учителя с высшим образованием была 65 рублей за уроки и 5 рублей за классное руководство. Такая же зарплата, 70 рублей в месяц, была у заведующего районным отделом народного образования. Учителя начальных классов получали еще меньше – 60 рублей. С уверенностью могу сказать, что авторитет учителя был непререкаем и со стороны детей, и, особенно, со стороны родителей. Как часто можно было услышать в магазине: «Пусть Олеговна хлебушек возьмет без очереди, а то ей еще наших басурманов учить да тетради проверять». Вот такое было уважение». Заслуги В.О. Шестёра в деле воспитания и обучения детей были высоко оценены государством. В 1973 г. В.О. Шестёра была награждена значком «Отличник народного просвещения», в 1974 г. – значком «Победитель социалистического соревнования», в 1977 г. ей было присвоено звание «Старший учитель», в 1978 г. – звание «Заслуженный учитель РСФСР». В 1970 году в Лазовскую среднюю школу приехала учительница английского языка Цой Таисия Николаевна.

Сохранился приказ № 33 по Лазовской средней школе от 18 августа 1970 г.: «Принять учителем английского языка Цой Т.Н. на ставку 36 часов, а также дать классное руководство 5 «В» класса. Директор школы Колестников А.А.» [5. Л. 24]. Выбор профессии молодой учительницы был не случайный. Учась еще в школе, она сразу знала, что станет педагогом. «Мама была медиком (акушеркой), дома бывала очень редко. Постоянные дежурства, вызовы и днем и ночью, поэтому мы с сестренками (а у меня их 4) решили однозначно, что в медицину мы точно не пойдем. Моим примером для подражания, стать учителем, был отец – он преподаватель истории, и моя учительница немецкого языка. Закончила я Горьковский институт иностранных языков, немецко-английский факультет». Лазовская школа была третьей школой Таисии Николаевны. До этого она уже отработала на Камчатке в восьмилетней Харюзовской школе и в Артеме в школе для детей шахтеров в течение трех лет.

Таисия Николаевна делится своими первыми впечатлениями о школе и о селе: «Приехали мы с мужем в 1970 г. Начальник районного отдела народного образования выделил нам машину, и со всеми вещами нас перевезли из Артема в Лазо. Там нам выделили комнату в общежитии. Первое время мы голодали, так как продукты в продовольственные ларьки завозили редко. Столовая была далеко, а базара не было. В магазинах были только консервы. Жители села питались в основном за счет подсобного хозяйства. Потом к нам стали приходить в гости учителя, чтобы познакомиться, и приносили с собой что-то из еды. Коллектив был очень хороший.

Каждый помогал обжиться, как мог. Все ходили друг к другу в гости». Таисия Николаевна с улыбкой на лице вспоминает, как она начала работать в новой трехэтажной школе. Впечатление, конечно, было хорошее от только что построенной чистой школы и от замечательного педагогического коллектива. Она рассказывает: «Меня нагрузили работой, дали сразу 36 часов. Вела уроки одна, классы в школе не делились (в классе было по 25-30 человек). А это был урок английского языка». Таисии Николаевне запомнились разные школьные мероприятия, и она описывает некоторые из них: «Каждый год был обязательно туристический слет. Дети и взрослые постоянно участвовали в сельских парадах (Парад Победы 9 мая и др.). С учениками мы ходили в больницу, брали интервью у каждого работника, фотографировали их – это делали сами дети. Целью их работы было восстановить историю больницы и ее персонала. Очень серьезным мероприятием являлось посвящение в пионеры, которого дети с нетерпением ждали и добросовестно к нему готовились».

За годы работы в школе Таисия Николаевна не ощущала разницы между учениками. Для нее все дети были одинаковые, что следует из ее слов: «Я никогда не чувствовала между детьми разницы. Для меня все дети всегда были одинаковые. Так как Лазо является районным центром, то дети всегда ходили в хорошей и чистой форме. Два раза в год обязательно надо было посещать ребенка, смотреть его рабочее место. В домах всегда было чистенько, убрано, все соответствовало нормам, несмотря на то что детей в семьях было много». По мнению Таисии Николаевны, учителя были свободны в выражении своих мыслей и искренне верили, что государство на правильном пути развития. «Я была убежденной во власти и знала, что страна идет правильным путем. Нам было легко работать, и если мы говорили о Зое Космодемьянской, то знали, что она – героиня. Это сильно влияло на чувства как учителей, так и наших учеников». Она вспоминает случай в подтверждение своих слов о независимости учителя и свободы его действий: «Девочка у меня училась и была очень слабенькой. Я оставила её на второй год по своему предмету. А мама у девочки работала секретарем райкома партии.

И вот ждали, так сказать, грома сверху. Нет, ничего не случилось. А все почему? Мы были свободны и независимы. И судили всех только строго по знаниям». Учительница хорошо помнит, как строго соблюдалась и контролировалась школьная форма не только учеников, но и педагогического состава. «С формой у нас было все строго. Мы надевали сарафаны, платья, юбки, все в темных тонах. Да и заложено было в нас, что другое надеть неприлично. Любо-дорого было смотреть, когда все стояли в формах на линейках, в колоннах шли в форме. Сейчас учителя сложно узнать, все сливаются. Хочу еще заметить, что девочки всегда были заплетены, они никогда не приходили с распущенным волосом». На вопрос о заработной плате Таисия Николаевна дала такой ответ: «Зарплаты мне хватало. Я раз в год летала на Запад к родственникам. У меня никогда не было меньше 24 часов». Хотя учительница уже в течение долгих лет не работает в школе, но она с теплом вспоминает о ней и о своей работе: «Моей святой обязанностью было научить ребенка. О репетиторах не могло быть и речи. Уже десять лет я не работаю в школе, но меня греют воспоминания о ней и о детях». В 1986 г. в Лазовскую среднюю школу пришла работать учительница русского языка и литературы, выпускница УГПИ Исмайлова Галина Игнатьевна.

На выбор профессии повлиял пример её первой учительницы, и выбор факультета был тоже не случаен. По словам Галины Игнатьевны, в её семье все любили читать. «Мы выписывали очень много журналов: «Юность», «Крокодил», «Крестьянка», «Советская милиция», «Мурзилка». Первое впечатление у учительницы было такое: «В первые годы работы школа училась в две смены, приходилось работать и в первую, и во вторую смену. Было очень трудно. Детей боялась, терялась, когда они нарушали дисциплину. Так как я пришла в родную школу, то учителя были все знакомые. Все пытались мне помочь».

Галине Игнатьевне больше всего запомнились такие мероприятия, как постоянные политинформации, пионерские сборы, сборы шиповника, металлолома, помощь ветеранам, летний трудовой лагерь, турслеты, походы. В своих воспоминаниях Галина Игнатьевна обращает внимание на изменения, произошедшие в годы перестройки: «Начиная с 1991 г. исчезают мероприятия идеологического характера. Это были сложные времена в плане воспитательной работы, рушилась старая система образования, а новой четкой, определенной не было. Исчезла школьная форма. Свободный выбор одежды мешал учебе.

Дети приходили демонстрировать свои наряды, а не учиться. Одежда резко выделяла учеников с достатком и без. Свобода в одежде коснулась и учителей. В перестроечные годы учителя смогли перейти на брюки, а раньше это было запрещено (только платье, сарафан, юбка)». На вопрос о заработной плате Галина Игнатьевна отмечает, что заработная плата была не столь важна, как статус учителя в обществе. «Когда училась в школе и в первые годы работы, расхожей была фраза: «если не будешь учиться, будешь пастухом, дояркой». А доярки и скотники на то время зарабатывали в два раза больше, чем учителя. Это говорит о том, что в обществе придавали большое значение не заработной плате, а образованию». За тридцать лет работы в школе у Галины Игнатьевны сложилось особое мнение об учениках. Она говорит, что «современные дети мне очень нравятся это дети своего времени, а также сказывается опыт. Сейчас работать мне с ними намного легче, чем в первые годы. Дети открыты, свободны.

Не стесняются выражать своё мнение». Итак, мы увидели взгляды учителей разных лет и их отношение к школе, ученикам, к своей работе. Учителей объединяет любовь к выбранной профессии, к детям.

Изменения, происходившие в стране, требовали изменения и в работе учителя. Это было отражено и в программах, и в общественных мероприятиях, и в форме одежды учителей и учеников. Школа – это институт знаний для каждого человека. Какие бы изменения ни происходили, какие бы инновации ни внедрялись, учитель остается самым важным в этом процессе. Поэтому от личности учителя, от отношения к нему государства и общества зависят не только знания отдельного ученика, но и будущее нашей страны.

Список литературы 1. Воспоминания Г.И. Исмайловой записаны автором в поселке Лазо в декабре 2016 г. 2. Воспоминания Цой Т.Н. записаны автором в поселке Лазо в декабре 2016 г. 3. Воспоминания Шестёры В.О. записаны автором в поселке Лазо в декабре 2016 г. 4. Приказы по Вангоуской семилетней школе за 1946 год. № 68.06.05.1946 г. Л. 50. 5. Приказы по Лазовской средней школе за 1970 год. № 33. 18.09.1970 г. Л. 24.

Исмайлова Альбина Давудовна


Комментировать


× восемь = 56

Яндекс.Метрика