Современное медиапространство как среда деформации аксиологических основ национальной культурной ментальности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Современное медиапространство как среда деформации аксиологических основ национальной культурной ментальности

Одним из значимых факторов социокультурной динамики современного общества является интенсивное развитие медиакоммуникаций, которые становятся важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. По статистике молодежь проводит у экрана два часа в день, отдавая при этом предпочтение просмотру различных ток-шоу, сериалов, TV-проектов и т. п. Сегодня массовые коммуникации представляют собой серьезный вызов культуре как ценностно-нормативной системе: создаваемый ими виртуальный мир блокирует нормативную функцию культуры, которая всегда осуществлялась в рамках «контактных», коммуникационных социальных институтов.

Деструктивный характер массмедиа определяется прежде всего манипулятивной природой порождаемого ими виртуального мира, возможностью создавать любые формы псевдодействительности. По сути массмедиа «заведуют» массовым производством «эффекта реальности»: они превращают реальность в информационный конструкт, результат производства и объект массового потребления.

В частности, в программах основных российских телеканалов доминируют образцы пошлой эстрады и низкосортных юмористических передач, идет пропаганда культа красивой жизни и всевластия денег, а девизом становится слоган «бери от жизни все». Очевидны линии разрушения ценностно-нормативной основы культуры, и прежде всего за счет публичности интимного, в результате чего стимулируется своеобразный духовный эксгибиционизм, убивающий «культуру стыда». С помощью механизмов коллективного резонанса телевидение осуществляет массовизацию деструктивных эмоций и состояний: алчности, страха, уныния . Духовное ядро культуры разрушается посредством провокации глубоко встроенных в человеческую природу инстинктов секса и насилия. Особую власть над сознанием и поведением современного человека средства массовой коммуникации приобрели, когда превратились в коммерческое предприятие, в пространство инициирования и реализации различных бизнес-проектов.

Рыночная стихия отмела как ненужные все культуротворческие, просветительные и интеллектуальные функции телевидения, превратив его в мощнейшую рекламную машину по производству «человека потребляющего». Поэтому неудивительно, что сегодня в информационном пространстве всесильно и безнаказанно правят реклама и шоу-индустрия, обращающиеся к темным закоулкам подсознания, подсаживающие население на «информационный наркотик» через нагнетание страха, демонстрацию секса и насилия. Ресурсами массмедиа активно пользуется бизнес, который не только платит деньги, но и «заказывает музыку», финансируя различного рода PRи рекламные проекты, эффективность которых многократно усиливается за счет коммуникационных возможностей телевидения . Основной объект информационного воздействия — духовная составляющая культуры и образ человека.

Массмедиа оказывают тотальное влияние на ценности и предпочтения молодежи. Исследования показывают, что в сегодняшней «аксиологической картине» молодого поколения происходит изменение ценностей по оси «индивидуализм–коллективизм» в сторону большего индивидуализма, особую значимость получают ориентации на личные ценности, такие как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и богатство. Происходит усиление ориентации на себя, на собственные силы (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно) и снижение роли социально-коммуникативных качеств личности (чуткость, уважение к другому, умение выслушать и понять другого и т. п.). Особую тревогу вызывает усиление субъективной значимости для молодого поколения ценностей потребительства, которые подчиняют жизнь человека бессмысленной погоне за славой, статусами, богатством, удовольствиями.

По существу кардинально перевернутые экзистенциальные ценности формируют новую ментальность, аксиологической основой которой становятся ценности индивидуализма и гедонизма, культ превосходства и всесилия денег. В социально-психологической плоскости для данного ментального типа характерны такие деструктивные энергии и переживания, как алчность, зависть, эгоизм. И эти качества активно востребуются рыночной стихией — «молоху» рынка нужен человек, исповедующий агрессивный аморализм и гедонистический индивидуализм, утративший чувство стыда, совести, греха. В итоге транслируемые средствами массовой коммуникации ценности противоречат духовно-нравственному идеалу, сформировавшемуся в недрах классической европейской культуры.

А. И. Данилевич, аспирантка кафедры философии и культурологии СПбГУП


Комментировать


2 + два =

Яндекс.Метрика