Многие философы ХХ в. рассматривали цивилизацию как социокультурную систему, сформировавшуюся под влиянием условий существования обществ, ментальных особенностей жителей конкретного региона, взаимодействия отдельных регионов в масштабах мировой истории [Сорокин, 1992; Тойнби, 1991; Шпенглер, 1993].
Кроме того, цивилизация – это определенный уровень воспитания, нравственности, бытовой культуры людей, т. е. она включает составляющую, которую в широком смысле можно назвать «стилем жизни» определенного социума. В последнее время к перечисленным составляющим понятия «цивилизация» добавился уровень развития науки и техники [Уайт, 2004], комфорт как удобство, предоставляемое потребителю современной техникой, и как вершина антропоцентричной цивилизации [Кортунов, 2013].
Думается, что цивилизация является многофакторным феноменом, сформировавшимся на базе определенной социокультурной системы. СМИ справедливо рассматриваются исследователями в качестве явления «прогресса цивилизации» [Анненкова, 2009. С. 73], поскольку медиа служат именно поступательному и неотвратимому ее движению, однако это «служение» происходит с помощью аккумулированного в СМИ культурного опыта. В связи с этим обозначилась необходимость научного анализа форм и способов проникновения цивилизационного фактора в медиасферу. Особенно наглядно эти процессы прослеживаются в сегменте журнальных изданий, что связано с массовостью и глобальностью журнального рынка, масштабностью его влияния на аудиторию. Контент журнального продукта охватывает все сферы жизнедеятельности общества, а сам журнал служит средством коммуникации и продвижения идей и смыслов, необходимых для развития цивилизации.
Среди основных векторов деятельности современных журнальных СМИ можно выделить создание ценностей культуры и ценностей цивилизации. Для анализа особенностей трансляции ценностей культуры изучены традиционные «толстые» журналы «советского формата»: Знамя, Дружба народов, Иностранная литература, Новый мир, Октябрь, которые в настоящее время фокусируются на элитарной аудитории заинтересованных именно процессами в современной литературе, в то время как их общественнополитическая составляющая минимизируется по причине отсутствия оперативности и немедленного реагирования. «Толстому» журналу присуща «литературоцентричность»: литература объединяет вокруг себя философскую, историческую, социологическую публицистику.
Традиционный толстый литературно-художественный журнал послужил основой для формирования нового типа гуманитарного журнала – «интеллектуального», в котором синтезируется пространство культуры, литературы, творчества и науки: Новое литературное обозрение, Синий диван, Интеллектуальный форум, Неприкосновенный запас, Отечественные записки. Концепция данного типа издания соответствует современной культурной ситуации и нацелена на создание ценностей культуры. Если «интеллектуальный» журнал как синтетическое, междисциплинарное издание создает ценности культуры, транслируя информацию на качественном уровне и ориентируясь на высокий уровень подготовки аудитории, то стилевой глянцевый журнал как междисциплинарное издание создает ценности цивилизации и формирует на уровне массовой аудитории определенный стиль жизни, в котором литература занимает одно из мест, наряду с общественнополитическими темами, популярной культурой, здоровым образом жизни, модой и развлечениями.
Ярким примером транслятора современных ценностей является стилевой глянцевый журнал Esquire как синтетический тип издания, представляющий собой широкое содержательное поле и демонстрирующий синергетичность функций (освещение общественнополитической жизни, удовлетворение специальных, культурных и эстетических интересов аудитории, рекреативная функция) и формы журналистских публикаций.
Это особенно заметно выразилось в активизации жанровой формы эссе, которому свойственна открытость финала. Наблюдается языковая разностильность, расширение лексики за счет сленговых новообразований. В иллюстративной части издания имеется склонность к эпатажу, деэстетизация, которая подчеркивает нетипичность такого визуального приема для глянцевого издания. Таким образом, журнальные СМИ транслируют модель современной цивилизации с ее ценностями и смыслами, что доказывает включенность данного медийного феномена в цивилизационные коммуникативные процессы.
Литература Анненкова И. В. Средства массовой информации в координатах Культуры и Цивилизации // Вестник ЦМО МГУ. Лингвокультурология. 2009. № 2. С. 72–74. Кортунов В. В. Ценности культуры и цивилизации не совпадают // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 10 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-kultury-i-tsivilizatsii-nesovpadayut. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 478 с. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.
Екатерина Анатольевна Зверева