Современные медиа как угроза информационной безопасности российских регионов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Современные медиа как угроза информационной безопасности российских регионов

1

В статье анализируется роль современных медиа в ведении информационных войн. Дана характеристика понятию «информационная безопасность». Представлены примеры угроз информационной безопасности регионов России, возникающих посредством современных медиа. Ключевые слова: современные медиа, социальные медиа, информационная безопасность, российские регионы.

Одной из приоритетных задач Российской Федерации на современном этапе является обеспечение собственной национальной безопасности. 31 декабря 2015 года Президент России В.В. Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности РФ, обозначив таким образом акценты развития государства и общества на ближайшее время. Внешние и внутренние угрозы для страны, а также ее субъектов, возникают и вследствие развития информационных технологий, которые предоставляют беспрецедентные возможности для ведения военных действий. Современные войны существенно отличаются от войн XX века.

Изменились стандарты ведения войны: акцент сместился от летальных средств истребления к нелетальным способам подавления. Современные войны принято называть неконвенциональными – их главной особенностью является одновременное применение самых разных технологий, сочетание «мягкой» и «жесткой» силы. Суть новейших войн заключается не столько в физическом истреблении армии противника или разрушении его инфраструктуры, сколько в создании условий, при которых соперник окажется проигравшим, даже не вступив в «открытый бой». Развитие военных технологий привело к ситуации, когда прямое столкновение двух развитых в военном плане сторон может привести к катастрофическим последствиям для всей планеты. Поэтому летальное вооружение применяется точечно, а «реальные» бои сошли с глобального уровня на локальный. Тем не менее, война по-прежнему оказывает огромное влияние на массы людей, в ее условиях «происходит милитаризация общественного сознания и сжатие демократических институтов» [1, с. 108].

Любую современную войну можно рассматривать в контексте ее составных частей, к которым можно отнести: – информационные войны (с помощью медиа); – кибернетические войны (посредством хакерских атак и взлома электронных систем); – экономические войны (экономические санкции); – политические войны (политические санкции). В цифровую эпоху особую опасность представляют информационные и кибернетические войны. Понятие «информационная безопасность» заметно расширилось в третьем тысячелетии и в современном социуме имеет две составляющие: информационно-техническую безопасность и информационнопсихологическую.

Первая составляющая охватывает искусственно созданный человеком мир технологий, вторая составляющая – естественный мир живой природы, куда входит и сам человек. Важность обеих составляющих безопасности в современной России чрезвычайно высока. Информационные угрозы представляют серьезную опасность для Российской Федерации – государства, которое не до конца институционализировало собственные национальные интересы, находится в стадии трансформации и, что важно, состоит из большого количества многонациональных субъектов. Именно по этим причинам в 2014 году на военно-научной конференции Академии военных наук Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Герасимов особо отметил опасность информационных угроз, заявив, что «военные действия смещаются в информационное и космическое пространство» [2]. После утверждения Президентом РФ нового Положения о Генеральном штабе было сообщено о создании в Вооруженных силах Российской Федерации войск информационных операций, в состав которых вошли подразделения, укомплектованные программистами, инженерами, криптографами, связистами и другими специалистами.

Главные задачи этой воинской структуры – обеспечение кибербезопасности информационных сетей России и нарушение работоспособности информационных сетей вероятного противника. Очевидно, что войска информационных операций РФ обеспечивают, прежде всего, информационно-техническую безопасность. Однако вторая составляющая общей информационной безопасности – информационнопсихологическая – также требует пристального внимания со стороны государственных структур. Развитие интернет-технологий привело к созданию мощнейшего инструментария, способного воздействовать на массовое сознание в глобальных масштабах. Основным информационным «оружием» в наше время стали социальные медиа, к которым относятся различные интернетприложения, социальные сети, микроблоги и так далее. Апеллируя к чувству принадлежности человека к тому или иному сообществу, они имеют огромно

влияние на социализацию индивида и его мировоззрение. Многие специалисты в области информационной безопасности недооценивают социальные медиа в качестве реальной угрозы для личности, общества и государства. Между тем, онлайн-технологии проникли абсолютно во все сферы общественной жизни – фактически можно констатировать их институционализацию. Пользование медиа стало повседневной практикой, что привело к стиранию границы между реальностью и виртуальностью. Нечто подобное характерно на сегодняшний день и для института войны. Одной из главных особенностей современной информационной войны является «отсутствие четких пространственно-временных границ» [3]. Например, если в XX веке понятия «фронт» и «тыл» имели географические маркировки, то в современности они практически утратили какую-либо физическую привязку. Интерпретация «фронта» зависит лишь от уровня абстрагирования: в информационном пространстве проводят информационные «атаки» и взрывают информационные «бомбы».

В основе современных войн лежат опробованные десятилетиями методы пропаганды и «промывки мозгов». В условиях глобализации и развития социальных медиа они приняли форму оружия массового поражения. Медиа в информационных войнах используются как эффективные каналы передачи нужных образов и смыслов, поэтому такие войны часто называют смысловыми. Главная цель смысловой войны – разрушить прежнюю картину мира потенциального противника и сподвигнуть его на решения, которые он не принял бы при прежней картине мира. Атакам подвергается конкретный человек – актор и потребитель информации. Социальные медиа как самый массовый вид коммуникации позволяют организовать специфический виртуальный менеджмент, с помощью которого можно контролировать поведение не только конкретного человека, но и целых социальных групп, поскольку главный принцип социально-медийных платформ основан на добровольном создании сообществ по интересам.

Социальные медиа в таком контексте являются невоенным инструментарием войны, а также институциональным полем, содержащим огромное количество реальных угроз для информационной безопасности регионов Российской Федерации. Борьба с этими угрозами осложнена многими факторами, в том числе и особенностями структуры социальных медиа, ведь отследить появление и распространение разрушительной информации физически невозможно. Кроме того, зачастую информационные «бомбы» имеют долгосрочный характер действия, и, мимикрируя под социально одобряемые формы, проходят мимо внимания объекта атаки. Таким образом, главная проблема для информационной безопасности государства в такой ситуации является отсутствие понастоящему действенных механизмов контроля над информацией, которая распространяется в социальных медиа. Типологию информационных угроз для России и ее регионов можно проиллюстрировать конкретными примерами:

Террористические угрозы. Например, террористическая группировка ДАИШ, также известная как ИГИЛ (организация запрещена в России), занимается вербовкой новых бойцов через социальные медиа. В российском интернетсегменте активность ДАИШ очень велика: в одной только социальной сети ВКонтакте существуют десятки сообществ и сотни персональных страниц, где можно зафиксировать пропагандистскую деятельность террористов. Для русскоязычной аудитории также активно используются социальные платформы Facebook и Twitter, на которых боевики разворачивают агрессивную информационную кампанию в духе поп-культуры, с использованием сюжетов из видеоигр и кинофильмов. Очевидно, что целью террористов являются молодые девушки и юноши. Конечно, страницы и аккаунты с запрещенной информацией блокируются по требованию Генпрокуратуры РФ, однако вместо них тут же появляются новые.

Угрозы информационному суверенитету. В данном случае имеется в виду внедрение иностранных агентов в информационное пространство государства. В частности, по сообщению газеты «Известия» [4], в 2015 году США ввели «информационные войска» в российский сегмент социальных медиа. На базе чешского офиса Radio Free Europe создан цифровой медиадепартамент DIGIM, в котором работают специалисты по социальным сетям. Их задачей является противодействие дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ (Facebook, Twitter, ВКонтакте и Одноклассники). Создание киберштаба в столице Чехии подтверждается заявкой американской правительственной организации Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors; BBG) на финансовый год с 1 октября 2015 года [5]. Уставная цель BBG – распространение информации в странах с недостатком независимых СМИ. В заявке BBG Российской Федерации отводится целый раздел под названием «Противодействие реваншистской России». Угрозы конституционному строю России. Социальные медиа предоставляют площадку для объединения различных экстремистских и ультрарадикальных сил, целью которых является свержение действующей политической власти либо акты сепаратизма. В подобном ключе действуют не только маргинальные (в социологическом смысле) элементы, но и некоторые фонды и организации, признаваемые впоследствии иностранными агентами. Часто используются информационные «вбросы», дезинформация, диффузия смыслов, смещение информационных акцентов, искажение фактов и другие пропагандистские приемы.

Подобную тактику можно проследить на примере интернетпользователей из Украины. Вследствие ухудшения российско-украинских отношений некоторые из них проводят информационные атаки в русскоязычном сегменте социальных медиа. Это зачастую сопровождается визуальными материалами, которые провоцируют сепаратистские настроения среди различных национальных групп, проживающих в разных регионах Российской Федерации. Стоит отметить, что часть российских интернет-пользователей отвечают аналогичным образом, что подтверждает тезис о том, что социальные медиа – это «поле боя» современных информационных войн. Конечно, помимо вышеперечисленных угроз существуют и другие. В частности, угрозы личной безопасности человека или угрозы разжигания различных видов розни. Социальные медиа репрезентируют современное общество риска – общество, в котором человек постоянно находится в состоянии каких-либо угроз. Стратегическая задача государства – свести эти угрозы к минимуму.

Выполнение подобной задачи осложнено по объективным причинам, но очевидно, что необходима единая концепция информационной безопасности, подразумевающая серьезное влияние социальных медиа. Какие меры следует предпринять? Во-первых, необходимо разработать механизм, который позволил бы быстрее реагировать на появление и распространение противозаконной информации в социальных медиа. Существующий механизм слишком неповоротлив и бюрократичен, зачастую удаление экстремистских материалов происходит спустя значительное количество времени, когда «целевая аудитория» уже получила месседж. Во-вторых, необходима структура, которая занималась бы охраной информационного пространства в русскоязычном сегменте социальных медиа, что подразумевает не цензуру, а противостояние (противодействие) информационным атакам «извне». В-третьих, на данный момент очень мало созидательной работы со стороны государства и властей регионов в социальных медиа. Информационное пространство можно и нужно заполнять качественными медийными проектами, что является не только хорошей профилактической мерой среди интернет-пользователей, но и важным стратегическим ресурсом для развития страны.

Список литературы

1. Яницкий О.Н. Современные войны: социально-экологическое измерение // Вестник Института социологии. – 2014. – №11. – С. 106–126.

2. Герасимов В.В. Генеральный штаб и оборона страны [Электронный ресурс] // Военнопромышленный курьер. – 2014. – Режим доступа: http://vpk-news.ru/articles/18998 (дата обращения 20.12.2015).

3. Лабуш Н.С. Информационная война как порождение нового времени и современных массмедиа технологий. Часть II. Контуры информационной войны современности [Электронный ресурс] // Медиаскоп. – 2015. – Вып. 2. – Режим доступа. – http://www.mediascope.ru/node/1739 (дата обращения 20.12.2015).

4. США вводят информационные войска в российские социальные сети [Электронный ресурс] // «Известия». – 14.04.2015. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/585366 (дата обращения 20.12.2015).

5. Budget Submissions : Broadcasting Board of Governors [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbg.gov/about-the-agency/research-reports/budget-submissions (дата обращения 20.12.2015).

Р.А. Дукин


Комментировать


+ пять = 14

Яндекс.Метрика