Современные характеристики отечественного инклюзивного образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Современные характеристики отечественного инклюзивного образования

Как анализировать проблемы?

За последние годы сфера образования претерпела различные изменения. Содержательно наполнилась новыми рисками и уязвимостями [1, с. 191-196]. Основаниями для данного утверждения являются те качественные и количественные изменения, которые проявляются в отечественной и мировой системе образования. Анализ этих изменений стоит начать с присоединения России в 2003 году к Болонскому процессу. Это событие положило начало ряду преобразований.

Адаптированная модульная система, повышение качества образования, гарантии трудоустройства, увеличение мобильности обучающихся и педагогов позволяют направить больше ресурсов в сферу инклюзивного образования. Данный термин будет рассматриваться через практику общего и высшего образования, при которой учитываются потребности и возможности всех учащихся, обеспечивается равный доступ к образовательным ресурсам, а так же вовлечение лиц с ограниченными возможностями развития в социум. Всё чаще поднимается вопрос о совместном обучении лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих, каких-либо особенностей развития.

Содействие в создании инклюзивных дошкольных учреждений и школ проявляется на уровне коммерческой и государственной деятельности. Что же касается высшего образования, то в настоящий момент наблюдаются тенденции и стремления ВУЗов к повышению уровня квалификации персонала и улучшение условий для комфортного, быстрого и эффективного вовлечения студентов с ОВЗ в процесс обучения. Доступные технические средства связи (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.) позволяют получать необходимые материалы для обучения дистанционно. Это заметно упрощает процесс коммуникации между преподавателем и студентом. Получая информацию в полном объеме и участвуя в онлайн-лекциях (вебинарах), лица с ОВЗ могут реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Из положительных тенденций в сфере инклюзивного образования следует отметить и отношение общественности к данному виду обучения.

В связи с тем, что общий уровень интеграции лиц с ОВЗ увеличился, специалистами отмечается и возросшая лояльность, эмпатия и чувство социальной ответственности по отношению к этим обучающимся. Многочисленные исследования показывают, что общество добивается больших результатов, быстрее двигается по пути положительного прогресса, если существуют качественные условия для «раскрытия» и реализации потенциала индивидуумов с особенностями развития. Под качественными условиями, в данном контексте, стоит понимать не только оборудование и организацию без барьерной среды, но и адаптация содержания учебных планов, программ, методов.

Существует ряд принципов, по которым производится инклюзивное образование в России и в мире: человек выступает как самоценность; чувственно-мыслительная деятельность присуща каждому индивидууму; возможности общения равны между всеми участниками коммуникации; каждый имеет право на собственную позицию и точку зрения; человеку нужен человек; реальные взаимоотношения обеспечивают процесс образования; ровесники – основная категория людей, способная поддержать и подружиться; достижение прогресса заключается в том, что человек может сделать, а не наоборот; разнообразие усиливает все стороны человеческой жизни. Содержание этих принципов показывает, к каким характеристикам стремится современная система инклюзивного образования.

С изменением социальных условий происходит и трансформация педагогических и образовательных ценностей. Эти ценности могут выражаться в обучающих концепциях, идеях, нормах, стандартах и законодательстве. Инклюзивное образование можно считать одним из приоритетных направлений развития государственной образовательной политики России [7, с. 66]. Это утверждение доказывается существующими нормативными документами, соблюдать которые обязано каждая образовательная организация. Современное законодательство обязывает их реализовывать право лиц с ОВЗ на образование в течение всей жизни с учетов особенностей каждого [6], включая адаптацию и подбор индивидуальных планов обучающихся на всех уровнях образования.

Как показало проведённое теоретическое исследование, начался новый этап развития. Данный этап характеризуется оказанием грамотной психологической помощи лицам с ОВЗ, адресной финансовой и моральной поддержкой, разработкой и внедрением механизмов борьбы против дискриминации, изменением содержания медико-социальной экспертизы для определения и разработки индивидуальных планов обучения, подготовкой высоко квалифицированных специалистов в области инклюзивного образования.

Несмотря на ряд положительных моментов, существуют и отрицательные факторы. К числу последних относится централизованность высшего инклюзивного образования. В регионах наблюдается острая нехватка образовательных организаций, которые готовы оказывать услуги лицам с ОВЗ. Особое внимание стоит уделить именно проблеме высшего инклюзивного образования. Так как во многих массовых школах ограничен набор обучающихся на специальные интегрированные программы, поэтому у большинства лиц с ОВЗ просто нет возможности подать документы на поступление в ВУЗ.

При этом университеты не стремятся обучать педагогический состав и создавать материально- техническую базу инклюзивного образования. Из этих фактов вытекает следующая проблема – отсутствие непрерывного образования, направленного на целостное и расширенное воспроизводство жизни человека, призванного объединить вокруг себя различные сферы человеческой деятельности: от медико-оздоровительной и психолого-педагогической до коммунально-бытовой [3, с. 8].

Процесс непрерывного образования, можно обеспечить только при участии всех социальных институтов, в рамках которых живут и развиваются индивидуумы. Необходима корреляция усилий дошкольных центров, общеобразовательных структур и университетов для качественного, полного, непрерывного образования, открывающего новые резервы в обществе. Еще одна характеристика современного состояния высшего инклюзивного образования – это отсутствие команды профессионалов, занимающихся курированием и воспитанием обучающихся. В университетах не предусмотрены дополнительные ставки для сурдопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, тифлопедагогов и других. Нормативно-правовая и финансовая база для широкого «открытия дверей» в образовательных организациях высшего образования нуждается в качественной доработке.

Только после этого можно говорить об активном внедрении инклюзивного образования на уровне специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В целом, развитие инклюзивного высшего образования идет довольно медленно. Существует масса педагогических приемов и технологий, которые уже апробированы и успешно применяются в практике совместного дошкольного и общего образования. Но, не смотря на довольно хорошо разработанную систему, в высших учебных заведениях ее применение не целесообразно. Для лиц, успешно прошедших обучение в школе, необходимо составить рациональную программу обучения в университетах, которая будет отвечать образовательным стандартам, культурным, моральным и этическим нормам.

Говоря о ценностях и нормах, стоит подчеркнуть и уровень развития социокультурной среды. Устройство и функционирование данной среды в университетах очень сильно влияет на процесс интеграции и обучения лиц с ОВЗ. К сожалению, далеко не каждый вуз может похвастаться высокой степенью открытости культурных взаимосвязей между студентами, а так же повышенным уровнем социальной активности [4, с. 249].

Последняя характеристика высшего инклюзивного образования связана с отсутствием договоров между вузами и коммерческими организациям, готовыми взять на работу лиц с ОВЗ [2, с. 18]. Этот фактор не позволяет обучить студентов в соответствии с запросами и потребностями организации, ограничивает выбор будущего места работы выпускников и снижает интерес студентов к обучению, если они не наблюдают способы реализации полученных знаний на практике.

Список использованных источников:

1. Булков А.А. Социологические подходы к определению риска // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 октября 2017 г, г. Уфа). В 2 ч. Ч.1. — Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. — С. 191- 196.

2. Заблоцкая О.А. Прием и сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья во французских университетах // Таврический научный обозреватель. 2016. № 6 (11). С.17-20. 3. Москвина А. В. Инклюзивный подход к непрерывному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1.

4. Нарыкова О.Н. Особенности социокультурного проектирования образовательного пространства с позиции интересов и потребностей современного общества // Инновационная наука. 2015. № 11-1. С.248-250.

5. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. С.41-47.

6. Феталиева Л. П., Шихалиева С. Х., Караева С. А. Исторические этапы развития инклюзивного образования младших школьников // Вестник ЧГПУ. 2016. № 2. С.94-99.

7. Шмачилина-Цибенко С. В. Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С.66-69.

©Полонеева А.А., Булков А.А., 2017


Комментировать


семь − = 1

Яндекс.Метрика