Социально–философский смысл семейных ценностей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Социально–философский смысл семейных ценностей

В статье рассматриваются аспекты формирования семейных ценностей человека. Семья развивается и изменяется по мере того, как развивается и изменяется общество. Вместе с тем происходит развитие семейных отношений, предопределяющих ценности современной семьи. Современная семья имеет сложную структуру семейных ценностей, рассматриваемых в статье.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, функции семьи, потребности, классификация семьи.

Семья и брак – это божественное установление. В начале времен, при сотворении человека Творец создал его «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в браке и создания семьи: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24).

Выполняя изначальную волю Господа о творении, благословленный им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Семья оказывает важное влияние на межличностные отношения, становление и развитие личности во всех областях жизнедеятельности. Отношения эти разнородны и противоречивы. Они выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. Таким образом, семья – явление, заключающее в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов.

Социологи трактуют семью как малую социальную группу людей, объединенную кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью[11]. Христианский церковный брак – супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине (храме), согласно установленному порядку, в отличие от гражданского брака, заключенного в государственном учреждении.

Согласно учению исторических церквей, в церковном таинстве жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в христианской вере родителей, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

Воздействие многих факторов и процессов демографического, культурного, экономического, идеологического, социально – психологического характера, приводит к изменению семьи, трансформации семейно – брачных отношений: разрушению традиционной культуры семьи и ее уклада жизни, общепринятых норм поведения, характера супружеских отношений, взаимоотношению между родителями и детьми. Происходит ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, приводящий к невыполнению репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов, ослаблением триединства родства родительства супружества из – за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей [3].

Наблюдается снижение ценностных ориентиров семьи, ее роли в сохранении преемственности традиций между поколениями, изменение традиционных семейных ценностей. Бог, сотворив первого человека, дал ему одну жену. Однако, грехопадение первых людей поколебало идеальные основания о браке, и потому семейная жизнь последующих людей оказалась полна неустройств и правильное воззрение на брак у большинства из них утратилось. В последние время произошло изменение содержания и социальных функций семьи. Отличительной чертой современных семейно – брачных отношений является сосуществование различных форм взаимоотношений семейной жизни.

В современном обществе характерна ориентация на личностные, эмоциональные, а не на экономические или статусные характеристики супругов в ситуации брачного выбора. Истинные причины изменения института семьи необходимо искать в трансформации традиционных семейных ценностей российского общества. Данное положение находит свое подтверждение в итогах исследования различных авторов.

В православии семья определяется как «Малая Церковь». Это понятие хорошо раскрыто в статьях протоирея Максима Козлова – «Семья как малая Церковь» [10]. Протоирей Максим Козлов раскрывает положение святителя Иоанна Златоуста: «Брак есть таинственное изображение Церкви» следующим образом: – Во – первых, в жизни семьи исполняются слова Христа Спасителя: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Истинно христианская семья есть такого рода союз мужа, жены, детей, родителей, когда отношения внутри него строятся во образ союза Христа и Церкви. – Во – вторых, в семье неизбежно реализуется закон, который по самому укладу, по самому строю семейной жизни является законом и для Церкви и который зиждется на словах Христа Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) и на дополняющих их словах апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). То есть в основе семейных отношений – жертва одного ради другого.

Такая любовь, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. И это добровольное удаление себя из центра Вселенной есть величайшее благо и для собственного спасения и непременное условие для полноценной жизни христианской семьи. «Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь» [10]. Рассмотрим понятие ценностей и семейных ценностей у авторов социологического исследования по этому вопросу С. Л. Рубинштейна, В. М. Розина, А. И. Антонова, И. Ф. Дементьевой и Д. В. Медковой. С. Л. Рубинштейн отмечал: «Ценности – не вещь, не явление, взятые сами по себе, безотносительно к человеку. Ценности – это вещи, обращенные к человеку с точки зрения их значимости для человека» [13].

В. М. Розин к ценностям семейной жизни относит любовь, уважение к личности, культуру взаимоотношений, поиск компромисса – те нравственные ориентиры, которые традиционно определяют психологическое благополучие семьи, и которые, строго говоря, необходимы во всех сферах жизнедеятельности человека [12]. И. Ф. Дементьева классифицирует семейные ценности в структуре воспитательных ресурсов родителей, то есть усвоения молодым поколением родительской системы ценностей. Классификация, построена на основе выделения базовых критериев, определяющих ценностную систему семьи как института воспитания [6]. Д. В. Медкова предлагает две классификации семейных ценностей.

С одной стороны она классифицирует семейные ценности по объектам, составляющих предмет оценки, с другой стороны по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом [7]. Обсуждая функции семьи, можно согласиться, что их столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. Психолог Гидиминас Навайтис подчеркивает, что те потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы и вне ее, но только семья может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе [9].

Принято делить функции семьи: – на специфические, которые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления; – неспецифические, к которым относят те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества. Христианская традиция считает рождение детей даром Бога. Библия описывает возможность иметь детей как нечто прекрасное: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева». (Псалом 126:3).

Святой Григорий Великий сравнивает семью, в которой родился ребенок со святой Троицей. Брак, по слову этого святого, является единственным таинством, которое весь мир держит с момента его сотворения и даже с момента его падения. «Брак это чудо, которое позволяет двум людям друг на друга посмотреть и сказать: мы уже не двое, а двоица, мы едины, мы двоица так же как Бог – Троица. И когда появляется ребенок, мы – икона Святой Троицы» [8]. Христианская церковь считает, что душа человека возникает в момент зачатия и решительно осуждает аборт как тяжкий грех, приравнивая его к убийству. «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5-6), – сказал Господь пророку Иеремии.

«Тот, кто будет человеком, уже человек», – утверждал Тертуллиан на рубеже IIIII вв. Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы». Надо помнить, что в семье человек обретает опыт любви к Богу и ближнему. Через семью передаются религиозные традиции, социальный уклад и национальная культура общества. В наше время семья утратила многие функции: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными.

К ним можно отнести следующие: 1. Хозяйственно – экономическая функция. 2. Сексуально – репродуктивная функция. 3. Наследовательно – регенеративная функция. 4. Образовательно – воспитательная функция. 5. Коммуникативно – рекреативная функция. 6. Психотерапевтическая функция. Л.Н. Боровых в своей книге «Философия: семья и брак» [4] пишет, что семья универсальна и многофункциональна. Она основанная на межличностных отношениях, члены которой объединены узами кровного родства. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: Первый брачный союз был установлен Богом в раю между Адамом и Евой. Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). В результате грехопадения в брачные отношения вошла страстность. Таким образом, в ходе исторических преобразований, изменений внешних факторов жизнедеятельности людей происходит усложнение системы семейных ценностей, приобретаются новые качества и ранее отсутствующие компоненты. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. К функциям семьи следует отнести: экономическую, хозяйственно – бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции.

В православии главная цель брака – духовное восполнение одной личности другою для гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Основной смысл брака православие видит в любви и вечном единстве супругов. Деторождение является главным следствием брачного союза; К традиционным семейным ценностям относятся прочный брач¬ный союз, многопоколенная и многодетная полная семья как норма жизни, взаимная забота членов семьи друг о дру¬ге, признание основополагающих прав родителей, уважение к их власти и авторитету в семье, почтительное отношение к старшим поколениям.

Литература:

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета (Синодальный перевод). М: Российское Библейское Общество, 2008. – 928 с.

2. Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990. – 218 с.

3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М.: Изд – во МГУ: Изд – во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 36 с.

4. Боровых, Л.Н. Философия: семья и брак : учебное пособие /Л.Н. Боровых; Владим. гос. Ун – т. Владимир: Изд–во Владим. гос.ун-та, 2011. – 161 с.

5. Голод С. И. Будущая семья: какова она? Социально – правовой аспект. – М., 1990. – 62 с.

6. Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье // [Электронный ресурс] http://articles.excelion. ru/science/filosofy/60213844.html

7. Медкова Д. В. Семейные ценности как объект социологического анализа // [Электронный ресурс] http://lib.socio.msu.ru

8. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М.: 2002. С. 789-790.

9. Навайтис Г. Семья и психолог. Калининград, 1996. – 135 с.

10. Прот. Максим Козлов Семья как малая Церковь.: [Электронный ресурс] http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37977.php

11. Прохорова О.Г., Холостова Е.И. Семьеведение. Теория и практика: учебник для академического бакалавриата . – М.: Издательство Юрайт, 2014. –379 с.

12. Розин В. М. Судьба многодетной семьи. – М., 1990. –107 с. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. –СПб., 2002. – 720 с.

Сергий Беляков


Комментировать


× 8 = сорок восемь

Яндекс.Метрика