Способы выражения иронии в медиатекстах социальных медиа | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Способы выражения иронии в медиатекстах социальных медиа

Социальные сети

Социальные сети

Социальные медиа, по сравнению с традиционными СМИ, отличаются большей степенью свободы коммуникативного поведения, а следовательно, возможностью выражения эмоционально-оценочного отношения к предмету коммуникации. Ведущим средством выражения оценочности в текстах социальных медиа является ирония. В полимодальном тексте социальных медиа она возникает при взаимодействии вербального и визуального компонентов, а также создается с помощью лексико-стилистических средств, таких как: игра слов (каламбур и перифраз), сравнение, олицетворение, метафора. Для выявления ведущих способов создания иронии мы проанализировали медиатексты социальных медиа «Lentach» и «Коммерсантъ» за февраль-октябрь 2017 года.

В целом, с иронией было проанализировано по 250 материалов «Lentach» и «Коммерсантъ». Мы выявили доминирующие и второстепенные лексико-семантические приёмы создания иронии. Доминирующим лексико-семантическим приёмом создания иронии является игра слов (36%) — каламбур и перифраз. Например, в материале, в котором автор пишет об объявлении независимости Каталонии, используется перифраз «сильная и независимая», который обычно применяется к женщинам: «Кажется, ещё одной сильной и независимой страной стало больше» (Lentach, 26.10.2017). Пример каламбура можно увидеть в следующей цитате: «Роспотребнадзор опять запретил продажу “боярышника”» (Lentach, 20.10.2017). Журналист стремится сделать акцент на том, что когда-то событие уже состоялось, но безуспешно, и поэтому приходится снова повторять данное действие. В материале «У политики медвежье лицо» автор использует перифраз в заголовке (имитация советской риторики): «У войны не женское лицо» (Коммерсантъ, 29.05.2017), а в заголовке

«Трубнее, чем казалось» (Коммерсантъ, 20.06.2017) на основе семантического сходства, автор заменил букву и в итоге создал иронический фон для всего материала. Следующий приём создания иронии — создание иронической коннотации при помощи трансформации устойчивых выражений и фразеологизмов (28%). Например, в заголовке «Кризис губернаторского возраста» (Коммерсантъ, 28.02.2017) автор использует изменённый фразеологизм «кризис среднего возраста». Это высказывание имеет отрицательную коннотацию, и журналист пытается вызвать у читателя критические эмоции по отношению к губернаторам, которые подают в отставку. В материале об озере Байкал автор использовал изменённый фразеологизм «воздушный десант», чтобы показать, насколько смешными и непонятными выглядят действия на фоне проблемы: «В год экологии Госдума всё-таки решила обратить внимание на Байкал, и отправила туда прокурорский десант. Проверка выявила кучу проблем, а как решать их — неясно» (Lentach, 26.09.2017) и др.

К второстепенным лексико-семантическим приёмам относятся: парцелляция — намеренное разделения одного предложения на несколько пунктуационно связанных (16%); иронические сравнения или отсылки (10%); клише (10%): «Продовольственных карточек для бедных не будет. В Минфине нет денег» (Lentach, 26.10.2017); «Находят. Сажают. Но не всегда тех, кто того заслуживает…» (Lentach,18.10.2017). Это примеры, в которых автор для усиления эмоциональности в тексте использовал парцелляцию: так элемент приобрел интонационный контур и информационную нагрузку отдельной структуры текста. Трансформация цитат из художественных произведений также является средством создания иронии, например, в одном из заголовков автор изменил строчку из знаменитого стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»: «Тогда считать мы стали РАН» («Коммерсантъ», 26.09.2017). И «Lentach», и «Коммерсантъ», создавая в социальных медиа посты и формируя контент своих сообществ, используют разнообразные средства для привлечения аудитории. Ирония является одним из главных средств оценочности в текстах данных социальных медиа.

Как правило, в официальных аккаунтах СМИ оговаривается, что посетитель должен соблюдать при комментировании постов действующие законы, а также правила соответствующего виртуального сообщества. Отдельно перечисляется, что запрещено — употреблять нецензурную лексику; пропагандировать ненависть по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам; писать комментарии, которые содержат признаки агрессивного и издевательского отношения и т.п. Со своей стороны, администрация страницы обязуется блокировать нарушителей «без объяснения причин». Однако если администрация не выполняет собственные обязательства, а речевые конфликты при комментировании постов возникают более или менее регулярно, возникает риск, что к данному СМИ могут быть предъявлены претензии правового характера.

А. Е. Башкатова


Комментировать


× один = 3

Яндекс.Метрика