Стандарты статистики государственных финансов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Стандарты статистики государственных финансов

Кроме бухучета в государственном секторе большинство стран составляет отчеты по статистике государственных финансов, охватывающие как экономику страны в целом, так и отдельно государственный сектор. Задача этой статистики — обеспечить возможность экономического анализа и сопоставления как во временнóм, так и страновом аспектах.

Однако, как правило,
в отличие от информации, содержащейся в бухгалтерских отчетах, отчетами статистики государственных финансов для обоснования внутренних решений в системе государственного управления не пользуются. Существуют два органа, разрабатывающих стандарты статистики государственных финансов: • МВФ издает директивы по статистике государственных финансов (англ. Government Finance Statistics, GFS — Статистика государственных финансов); • ООН издает директивы по национальным счетам (англ. System of National Accounts, SNA — Система национальных счетов, СНС). Эти две статистические системы в высокой степени увязаны друг с другом и в настоящее время основываются, в основном, на методе начисления.

Это значит, что странам, применяющим, к примеру, кассовый метод бухучета, приходится дополнять имеющуюся информацию, чтобы выполнить требования отчетности по статистике государственных финансов. Эти две статистические системы имеют разные цели и сферы применения. Система национальных счетов рассматривает экономику страны в целом, то есть, учитывает и государственный сектор, и частные предприятия, и личные хозяйства. Статистика государственных финансов используется для финансового анализа только государственного сектора. В принципе, обе системы должны применяться во всех странах, но многие страны обычно отдают приоритет только одной из них.

В Европе СНС является более важной, так как используется, кроме прочего, для измерения степени соответствия стран-членов или кандидатов в члены критериям монетарной политики ЕС и для расчета размера взносов каждой из стран в казну ЕС. Как уже отмечалось, основные направления обеих статистических систем основываются на методе начисления. Это приводит к значительным сходствам между стандартами статистически госфинансов, с одной стороны, и стандартами бухучета (например, IPSAS) — с другой.

В то же время есть и отличия. Ниже приведены некоторые из них: • Балансовый отчет и отчет об источниках и использовании средств во многом совпадают. Отчет о прибылях и убытках имеет разное содержание в бухгалтерском учете и статистическом отчетах. • Активы, согласно статистике госфинансов, должны оцениваться по рыночной стоимости. По правилам бухучета активы могут оцениваться, исходя из различных принципов, в частности, по исторической или действительной стоимости. Военным ресурсам в статистике, как правило, не присваивается никакой стоимости.

• Согласно правилам бухучета, необходимо учитывать расходы будущих периодов, при соблюдении определенных правил. Речь может, к примеру, идти об отчислениях на пенсионное обеспечение собственного персонала. Такие отчисления в статистике не регистрируются, как и сомнительная дебиторская задолженность.

Различия между стандартами бухучета и финансовой статистики в государственном секторе объясняются разными целями, ради которых собирается информация. Между тем, международными организациями ведется работа по максимально возможной гармонизации статистики национальных счетов (особенно в Европе через ЕВРОСТАТ) и системы стандартов IPSAS, которая, в свою очередь, старается гармонизировать стандарты бухучета в государственном секторе со стандартами, применяющимися в коммерческом секторе (IFRS).


Комментировать


7 + девять =

Яндекс.Метрика