Становление педагогической этики на Руси, духовное наследие | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Становление педагогической этики на Руси, духовное наследие

Мнози к добротам иных увещают, Сами же онех ни мало творяют. Сии подобни суть звонам звонящим, В церковь зовущим, самым не входящим… Иже желает прав учитель бытии, Чему же учит, достоит творити. Ибо на дела паче возглядают Слушатели, и та подражают. Симеон Полоцкий В современном, быстро меняющемся мире, в мире социальных, политических, культурных изменений, как никогда, встала острая необходимость вернуть в систему образования воспитание морали, нравственности, духовной культуры. Вопросы морали изучает этика. Этика, как наука, очень древняя, возникла в 5-4 веках до нашей эры.

Родоначальником этики считается Аристотель. Он стал автором понятия «Этический», что означает – добродетельный. У слова этика древнегреческое происхождение: этос – дом, очаг (7 в. до н.э.), позже – нрав, обычай, характер. Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. С 1 в. до н.э. явление, которое изучает этика получило название мораль. Гай Юлий Цезарь образовал этот термин от латинского слова moss, которое тоже обозначало дом, очаг, обычай. Таким образом, у многих народов понятия этика и мораль объединились в единую формулу «этика – наука о морали»

Однако, не везде пользовались этим понятием, например, в русском языке существует слово «нравственность», появилось оно в словаре Российской академии наук в 1798 году. Образовано это слово не от слова нрав, а от выражения «по ндраву» – по душе, по сердцу. Этика, как наука развивалась постепенно, от описания обычаев, нравов, поведения людей, через попытки осмысления природы поведения человека, до накапливания материала и осмысления возникновения, развития особенных этических систем. Так появились: профессиональная этика, этика возрастных групп, этика религиозных групп и другие.

Также определились основные категории этики: добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство, равенство, справедливость. Педагогическая этика появилась вместе с появлением системы образования. До появления христианства на Руси не было, как таковых, учебных традиций. Первые школы и училища появляются после Крещения Руси князем Владимиром, и начинает складываться традиция духовного ученичества.

Христианские школы и училища ставят своей целью воспитание веры, первыми учителями становятся священники, в основу педагогической этики положено «Евангельское учение». Об этом свидетельствуют строки из «наказа учителям» Митрополита Михаила, помощника князя Владимира по организации духовных училищ: «… праве и благочинние учити юныя дети, якоже словесем книжного разума; такожде и благонравию и в правде и в любви, и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию: учити же их не яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостновидным страхом и любовным обычием, и сладким проучением, и ласковым рассуждением противу коегожды силы, и с ослаблением, да не унывают, наипаче всегда прилагати им учение от закона Господня, на пользу души же и тела; от безумных же и неподобных словес всячески ошаятися» (5). Таким образом, можно считать, что педагогическая этика появилась вместе с возникновением педагогической деятельности. Первым документальным свидетельством появления педагогической этики принято считать устав Луцкой школы, созданной в 1620 году при Крестовоздвиженской церкви, где учителям предъявляются четкие требования морали.

Главным образом, педагог должен быть стойким в православной вере и вести благочестивый образ жизни. В 16-17 вв. в Литовском княжестве, на Украине, в Белоруссии при православных братствах появляются школы, которые имели свой устав, определяющий цели и задачи обучения детей, обязанности учителей, учащихся и родителей. Учителя нанимались в школы по договору, в котором было прописано, чему школа должна научить ребенка и какие обязанности берут на себя родители. Одним из пунктов договора были указаны требования к преподавателям, в том числе, к его нравственному облику и нормам поведения. Учителю полагалось учить и любить всех детей одинаково, не смотря на сословие и доход семьи. Учитель не имел права подавлять своими знаниями слабых учеников, должен быть кроток, смиренномудр, не гневлив.

В 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, для подготовки учителей для общеобразовательных школ, от которого через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института. В 1786 году было утверждено положение для частных пансионов и школ, которое было включено в устав народных училищ. Согласно положению, воспитание в этих школах должно совершаться в религиозном духе. Учителям и воспитателям предписывалось: «Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну… содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола.

Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим» (2). В середине 19 века все большую популярность приобретает образование национальное. Запрещается въезд иностранных гувернеров, уделяется внимание личности наставника, воспитателя. В 1834 году в России принимается «положение о домашних наставниках и учителях», где четко определяется российское подданство наставника, его христианское вероисповедание и безупречное поведение.

Ратовал за национальное образование в школе В.Ф. Одоевский, в наставлении для смотрительниц приютов он отмечает следующее: «Нравственное образование тесно связано с религиозным; но в первом еще более важен пример смотрительницы; нравственность не может преподаваться в виде уроков; она есть дело каждого часа, каждой минуты…» (7). Большой вклад в становление отечественной педагогической этики внес великий русский педагог К.Д. Ушинский, он настаивал, что учитель, непременно, должен быть православным христианином. Только в этом случае учитель может быть нравственным примером для своего ученика и хорошим духовным наставником.

Если государственные деятели, ученые, педагоги наряду с теоритическими и практическими знаниями педагогов ставили необходимость изучения «Слова Божьего» воспитателями, наставниками, учителями, то выдающийся церковно-государственный деятель, великий подвижник и богослов святитель Феофан Затворник верил только в силу любви, он говорил, что достаточно полюбить детей, чтобы они эту любовь возвратили. На ряду с тем, что в широких научных кругах педагогические мысли Феофана Затворника пока не сыскали признания, большая часть его работ принадлежит к нравоучительным этическим произведениям.

И, стоит признать, что педагогическая православная педагогика как практика духовного воспитания существует. И, совершенно однозначно, педагогической этике с ее традиционными православными корнями уделяется большое значение, пусть пока не везде и, по большей части, в учебных заведениях, где нравственность и духовность не пустые слова. Неспроста, православная педагогика стала называться «святительной» педагогикой.

Использованная литература

1. Адрианова-Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси / Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXVII. Л., 1972.

2. Воронов А., Ф. И. Янкович-де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II. СПб., 1858 г.

3. Дивногорцева С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

5. Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания свт. Феофана Затворника: Автореф. Дисс. … к. пед. н. Курск, 1993.

6. Миркович Г. О школах и просвещении в патриарший период // Журн. Министерства народного просвещения. Июль 1878. Ч. CXCVIII. 7. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.

Залаутдинова С.Е. (Санкт-Петербург)


Комментировать


девять − 7 =

Яндекс.Метрика