Становление системы высшего образования в России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Становление системы высшего образования в России

В статье рассматривается этап становления системы высшего образования в России, связанный с реформами Петра I, открытие первых университетов, на основе которых развивалось и строилось высшее образование в России Высшее образования в России является одной из важных сфер жизни общества, от которой зависит будущее не только конкретного человека, но и всей страны.

Появление университетского образования в европейских странах способствовало открытию первых высших учебных заведений и в России, что привело к созданию российских университетов и академий. Становление системы образования в России прошло несколько этапов, особенно важным было появление и развитие его в период петровских реформ.

Первые университеты в Российской империи были отрыты благодаря стараниям императора Петра I. Молодой государь, посетил с «Великим посольством» европейские страны, где ему были представлены не только технические достижения, но и интеллектуальные. После возвращения в Россию государь начнет проводить государственные реформы в сфере политики, экономики, культуры, которые будут иметь огромное значение и для развития системы высшего образования.

По сравнению с Европой страна будет сильно отставать в развитии образования. Европейские университеты появились еще в XII–XIII веках, а в России только в XVIII веке. Первым высшим учебным заведением была славяно-греколатинская академия, которая готовила образованных людей для церковного и государственного аппарата. Наиболее масштабным достижением реформ Петра I было создание Академии наук.

Мысль о ней великий реформатор высказал еще в 1718 г . В разные годы Академия наук в Санкт-Петербурге носила различные официальные названия. 28 января 1724 г . Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем. В 1726 году в России будет открыт Академический университет, который войдет в состав Академии наук. Именно Академический университет и станет первым светским высшим учебным заведением в России [1]. В университете будет всего 3 факультета: юридический, медицинский и философский.

На юридическом факультете основными предметами были политика, этика и «натуральное право»; на медицинском – анатомия, химия и ботаника. Логика, метафизика, «генеральная» и экспериментальная физика, математика, красноречие, древность и история изучались на философском факультете. В отличие от западноевропейских университетов, в Академическом университете богословие не преподавалось. Обучение в университете началось с января 1726 г.

Преподаватели читали лекции на немецком и латинском языках и сами определяли содержание образования, в соответствии со своими научными интересами. В 1755 году благодаря стараниям графа И. Шувалова и в соответствии с проектом М.В. Ломоносова появится знаменитый Московский университет. Состав студентов и профессоров будет довольно демократичным. Это во многом определит широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Становление системы высшего образования в России будет отличаться от европейской [2]. Российские университеты отличались от западных не только по времени возникновения, но и по своей структуре, функциям и содержанию [3]. Европейские университеты были автономными учреждениями, где развивалась свободная академическая мысль. В России сложилась другая традиция.

В Европе профессиональная школа развивалась на базе университетского образования. В Российской империи становление системы высшего образования было связано с созданием специальных учебных заведений, готовящих национальные кадры для армии, флота, промышленности и торговли [4]. Образование будет носить сословный характер и в приоритете будет военное и военнотехническое высшее образование.

Библиографический список: 1.Смагина Г. И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке // Вестник Российской академии наук, 2000, т. 70, № 7. С. 635-644. 2.Келлер В.Ю. Основные этапы информационных революций и их влияние на развитие общества // В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право. Материалы международной научнопрактической конференции .2016.С. 184-186. 3.Дегтярева Е.А. Личностные и профессиональные характеристики современного преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. Санкт-Петербург. №9(30). 2013. С. 10-13. 4.Молчанова Е.В., Сердюк И.И. Проблемы востребованности и конкурентноспособности специалистов Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. Т. 3. № 11. С. 209.

Гранатюк И.А., Келлер В.Ю.


Комментировать


× 7 = тридцать пять

Яндекс.Метрика