Старые корни «новой» экономической реальности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Старые корни «новой» экономической реальности

1. Оценка коренных изменений социально-экономической реальности России за последние 25 лет неоднозначна. Вектор оценок населения зависит от изменений в структуре потребностей, в доходах и места человека в шкале их дифференциации. Стремительному росту объема относительных потребностей способствует нарастание дифференциации в доходах. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% самых богатых граждан России к доходам 10% самых бедных) возрос с 8 раз в 1992 г. до 16,4 раза в 2012 г.

Рост дифференциации доходов наблюдался и в СССР. В 1980-е гг. складывалась так называемая «двугорбая система» дифференциации доходов, означающая формирующуюся пропасть между богатыми и бедными. 2. Нарастание доходов в теневом секторе СССР стало процессом, определившим характер приватизации, целью которой во многом было узаконение этих доходов. К 1989 г. класс «новых русских» состоял на 15% из откровенно криминальных элементов, на 70% из советской партийнохозяйственной номенклатуры (что свидетельствует о крайнем лицемерии советской системы и является одной из причин ее распада) и только на 15% из разночинцев.

3. Изменения, происшедшие в макроэкономической структуре России в последние 25 лет, также определяются как процессами, заложенными в СССР, так и социально-экономической политикой. Экономическая политика постперестроечного периода характеризовалась отказом государства от регулирования. Макроэкономические диспропорции, связанные с курсом на преимущественное развитие сырьевых отраслей, заложенные еще в 1960-е гг. прошлого века, усугублялись.

Выход из этой ситуации в последние пять лет определяется как преимущественное развитие ВПК и высокотехнологических отраслей.

4. Инвестирование ВПК в каждый данный период ограничивает инвестирование потребительского комплекса. Если рассматривать инвестирование ВПК как часть инвестирования НТП, то в целом инвести

рование прогрессивных технологий противостоит росту потребления в краткосрочной перспективе. В долгосрочном периоде это противоречие должно сниматься. В связи с этим долгосрочные стратегии развития СССР теоретически строились на основании ступенчатой оптимизации соотношения между потреблением и накоплением. Практически эта идея осуществилась в период 1955–1970 гг., когда за выдающимися успехами в техническом развитии 1955–1965 гг. последовала так называемая «золотая пятилетка» потребления, совпадающая с реформами Косыгина. Данное совпадение было неслучайным, учитывая нацеленность реформы на рост благосостояния.

Однако в целом идея реформы не была осуществлена.

5. Оценивая причины неудачи реформы Косыгина, идеологи перестройки считали, что сердцевина новой системы представлена рынком. Игнорировался тот факт, что антипод цивилизованного рынка не централизованное управление, а натуральное хозяйство и «ублюдочный рынок», сложившийся в советское время. Легализация подобного рынка привела к усилению структурных диспропорций в России. Выход из современной ситуации неизбежно предполагает макроструктурную перестройку.

В. А. Погребинская


Комментировать


+ 4 = двенадать

Яндекс.Метрика