Стимулирование и развитие интернет-стартапов в инновационной экономике России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Стимулирование и развитие интернет-стартапов в инновационной экономике России

Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года [2] предусматривает перевод экономики на инновационный путь развития. Глобальные геополитические вызовы, с которыми сталкивается государство, делают кардинальную трансформацию экономики особенно актуальной. Для достижения поставленных задач были созданы институты развития [6], представляющие собой инструменты государственной политики, стимулирующие инновационные процессы и развитие инновационной инфраструктуры с использованием механизмов частно-государственного партнерства: Агентство стратегических инициатив, Российская венчурная компания, Группа РОСНАНО, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (СКОЛКОВО).

Институты развития должны обеспечить реализацию мер по становлению в России инновационной экономики, в том числе за счет активной эволюции российской информационно-венчурной экосистемы, призванной повысить инновационную активность бизнеса и ускорить появление новых инновационных компаний. Особая роль в этом процессе отводится поддержке инновационного предпринимательства, осуществляемого на ранних стадиях развития бизнеса.

Российский рынок венчурных инвестиций в 2015 г. ощутил на себе влияние кризисных явлений в макроэкономике. Так, по данным актуальных исследований [15], объем совокупного капитала действующих венчурных фондов в 2015 г. уменьшился на 11,9 % по отношению к аналогичному показателю в 2014 г. и составил 4125 млрд. долл. Однако имеется рад позитивных моментов. Например, объем совокупного капитала новых венчурных фондов – 178 % от уровня предыдущего отчетного периода. Так, если в 2014 г. рассматриваемый показатель был равен 185 млн. долл., то в 2015 г. он составил 330 млн. долл. Также следует отметить, что, несмотря на уменьшение количества реализованных инвестиций в компании на ранних этапах развития на 3 % (в 2014 г. состоялось 186 инвестиций, в 2015 г. – 181), объем осуществленных вложений в 2015 г. достиг 111% от уровня 2014 г. (146 млн. долл. и 131 млн. долл., соответственно).

Аналитики предвидят усиление роли государства в сфере инвестиций на ранних стадиях развития бизнесов с целью создания драйвера роста для инновационной экономики России и обеспечения ее конкурентоспособности [15]. Деятельность специализированных посевных фондов (особенно в приоритетных для государства областях), бизнесакселераторов, бизнес-инкубаторов и технопарков призвана обеспечить создание условий для достижения поставленных целей. Предполагается, что по совокупности предпринимаемых усилий 2016 год должен продемонстрировать признаки стабильного развития венчурной отрасли. Таким образом, несмотря на кризисные явления, ведется планомерная работа с активным участием государства по созданию экосистемы стартапов, как одного из факторов для формирования инновационной экономики России.

Отметим, что понятие «стартап» пришло в русский язык из английского, где существительное «start-up» имеет значение «начало; пуск, запуск, ввод в действие (производства); ввод в эксплуатацию (завода, сооружения); недавно созданная фирма (обычно интернет-компания)». Следовательно, стартапу, как явлению экономической реальности, присущи такие характеристики, как начальная стадия развития и быстрый рост. Пол Грэхэм (Paul Graham) основной характеристикой стартапов считает именно быстрый рост, как неотторжимое свойство данных бизнес-образований [34]. Новая компания не обязательно является стартапом. Также стартап не следует в обязательном порядке увязывать с технологией или венчурным финансированием.

Стив Бланк (Steve Blank) определяет стартап как временную структуру, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельной бизнес-модели [3]. Эрик Рис (Eric Ries) называет стартапом организацию, которая создает в условиях высокой неопределенности новый продукт или услугу. Согласно данным информационного портала «Инновации в России», термином «стартап-компания» обозначается «молодая быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов» [6].

В соответствии с рекомендациями Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), стартапом следует именовать компанию, находящуюся на начальных этапах своего развития – либо пребывающую на организационной стадии, либо уже ведущую короткое время свой бизнес, но еще не продававшую свой продукт за деньги [14]. Данное определение трактует стартап в узком смысле, практически отождествляя его с одним из начальных периодов развития компании. Представляется предпочтительным считать стартапом организацию на более широком временном горизонте, обозначая отдельные этапы от зарождения и реализации идеи до момента выхода компании на IPO. Таким образом, стартапу присущи такие черты, как инновационность, начальная стадия развития, быстрый рост, временные рамки существования, наличие процесса поиска эффективной бизнес-модели, отсутствие продаж продукта, а также высокая неопределенность результатов деятельности.

Интернет-стартап, в свою очередь, – это ограниченная во времени, динамично развивающаяся, инновационная бизнес-структура, характеризующаяся высокой энтропией результатов деятельности, при нелинейном процессе формирования воспроизводимой, масштабируемой, рентабельной бизнес-модели, реализуемой с применением Всемирной сети. Интернет-стартапы функционируют в секторе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который включает в себя следующие подсекторы: услуги электронной торговли (e-Commerce); разработка и применение облачных технологий; сервисы и приложения, связанные с созданием и развитием социальных сетей, интернет-сообществ, справочных и рекомендательных сервисов; телекоммуникации; мобильные приложения; туризм (сервисы бронирования отелей, билетов, справочно-рекомендательные сервисы в данной сфере); услуги в области медицины и здорового образа жизни; разработка электроники и компьютерного оборудования, услуги и ресурсы, связанные со сбором, обработкой, передачей аудиои видеоинформации (медиа); технологии в финансовом секторе; сервисы, предоставляющие образовательные услуги [13].

По данным, представленным в исследовании «Экономика Рунета» [21], в 2014 г. объем интернет-экономики составил 2,2 % ВВП страны, а размер интернет-зависимых рынков достиг объема 11,8 трлн. руб., что представляло собой 16,5% ВВП России за указанный период. Показатели роста интернет-экономики в 2015 г. составили около 20 %, что в условиях кризиса является существенным уровнем. Основным драйвером роста интернет-экономики является сегмент электронной коммерции. По мнению аналитиков, в современной структуре экономики информационные компьютерные технологии из обособленной отрасли превращаются в платформу для функционирования всей экономической системы [8]. В определенном смысле Интернет является проводником для инновационных изменений. В основе жизненного цикла интернет-стартапов лежит инновационный цикл – процесс последовательного преобразования новшества (научной или предпринимательской идеи) в продукцию, технологию, бизнес-процесс и выведения ее на рынок для коммерческого применения. Обозначенный процесс состоит из следующих стадий: исследование и разработка, освоение в производстве, изготовление, продвижение на рынок.

В случае интернет-стартапа этапы имеют место не в линейной последовательности, а в системе итерационных действий, связанных с тестированием идеи, продукта, потребителей, и каналов продаж. Жизненный цикл интернет-стартапа имеет пять стадий: посевная, начальная, стадия раннего роста, стадия расширения и поздняя стадия, непосредственно предшествующая IPO [3, 16, 29, 30]. Таким образом, развитие системы интернет-стартапов из года в год набирает свои темпы. В инновационной экономике России им отводится значительная роль, обусловленная быстрой динамикой электронной коммерции, IT-технологий, необходимостью продвижения сервисов медицинских и образовательных услуг.

Литература

1. Правительство РФ. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/4qRZEpm161xctpb156a3ibUMjILtn9oA.pdf

2. Бланк, С. Дорф, Б. Настольная книга основателя – 2012 / С. Бланк, Б. Дорф [Электронный ресурс] – URL: http://profilib.com/chtenie/33239/stiv-blank-startap-nastolnaya-knigaosnovatelya.php.

3. Информационный портал «Инновации в России». Глоссарий инноваций [Электронный ресурс] URL: http://innovation.gov.ru/glossary.

4. Плитман, А. Венчурные инвестиции на фоне кризиса / А. Плитман // CRN/RE («ИТ-бизнес»). – Выпуск № 5 (432). – 10 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] – URL: http://www.crn.ru/numbers/regnumbers/detail.php?ID=101585.

5. ОАО «Российская венчурная компания». PWC. Money Tree. Навигатор венчурного рынка. Обзор венчурной индустрии России за 2014 год [Электронный ресурс] URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/MoneyTree% 202015_Rus_180315.pdf. 6. Российская ассоциация венчурного инвестирования. Глоссарий венчурного предпринимательства 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/RVCA-Glossary-2011.

7. Российская ассоциация венчурного инвестирования. ОАО «Российская венчурная компания». Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2015 [Электронный ресурс] URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook.

8. Российская ассоциация венчурного инвестирования. ОАО «Российская венчурная компания». Объединенная аналитическая группа. Методология сбора и анализа основных параметров деятельности российских фондов прямых и венчурных инвестиций.

[Электронный ресурс] URL: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/ methodology-of-data-collection-and-analysis-of-the-main-parameters-ofrussian-venture-funds/.

9. Российская ассоциация электронных коммуникаций. Институт Развития Интернета. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Исследование «Экономика Рунета 2014-2015» [Электронный ресурс] URL: http://www.riw.moscow/top/files/presentation-runet2015.pdf.

10.Blank, S. What Do I Do Now? The Startup Lifecycle / S. Blank [Электронный ресурс] – URL: http://steveblank.com/category/venturecapital/.

11.Graham, P. 2005. How to Fund a Startup. Essay / P. Graham [Электронный ресурс] – URL: http://paulgraham.com/startupfunding.html.

12.Graham, P. 2012. Startup = Growth. Essay / P. Graham. [Электронный ресурс] – URL: http://paulgraham.com/growth.html.

Куницына Н.Н., Халявская Т.В.


Комментировать


девять − 6 =

Яндекс.Метрика