Структурное изменение публичной сферы в условиях распространения онлайновых социальных сетей | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Структурное изменение публичной сферы в условиях распространения онлайновых социальных сетей

Социальные сети

Социальные сети

В широком спектре научно-практических проблем социальных коммуникаций одно из центральных мест занимает дискуссия о влиянии социальных сетей на структуру и функционирование публичной сферы. В обсуждении этого вопроса выделяются две позиции: «кибероптимистическая» и «киберскептическая».

Первая позиция доказывает, что массовое распространение коммуникационных веб-сервисов, постоянно связанных с человеком с помощью мобильных телефонов, позитивно влияет на развитие демократии, упрощая общественную самоорганизацию и мобилизацию, обсуждение политических решений, верификацию общественно значимых действий, расширяет политическое взаимодействие между гражданами и властями, а также общественный контроль над государственными и муниципальными органами.

Вторая позиция делает акцент на том, что «мировая паутина» порождает новые возможности политического контроля и манипуляции со стороны властей и корпораций. Опираясь на вебтехнологии, правительства усиливают слежку за гражданами, блокируют неугодные онлайн-ресурсы и умело манипулируют общественным мнением в социальных сетях с помощью отрядов троллей и ботов.

Различия в оценках одних и тех же процессов связаны с изучением определенных событий. В первом случае – современных общественных движений и революций в арабских странах и странах Восточной Европы, во втором – государственной политики по управлению Интернетом в США, Китае, России и других государствах.

Кроме того, в большинстве исследований отсутствует внятная методология, что также является причиной путаницы в оценках и мнениях.

Современные процессы трансформации публичной сферы, между тем, могут быть объективно изучены в рамках концепции Ю. Хабермаса о развитии публичной сферы. Ученый, показал, как начиная с XVII в. публичная сфера развивалась, поглощая сферу частную, «съежившуюся до размера семьи» уже во второй половине XX в. Зародившись в дворцовых залах и на городских площадях, публичная сфера эволюционировала в формах театра, литературных салонов, дискуссий в кофейнях. С появлением первых журналов в XVIII в. начался ее расцвет.

В XX в. благодаря новым технологиям передачи информации, таким как радио и телевидение, публичная сфера пришла в дом и на работу практически каждого человека. Постоянно расширяясь, вовлекая новые классы, она при этом стала испытывать небывалое давление частных интересов, которые благодаря СМИ усилили влияние на государство, партии, церковь и коммерческие фирмы.

Хабермасовское понимание взаимодействия публичной и частной сфер позволяет определить характер политических изменений, о которых сегодня спорят киберскептики и кибероптимисты. Появление Web 2.0 на данный момент отражает наивысший уровень поглощения публичной сферой частного пространства. Органичным свойством современной публичности является отсутствие барьеров между публичными и частными интересами, небывалое вторжение общественной жизни в частное пространство и колоссальное влияние на публичность коллективной и индивидуальной психологии. Интернет за последние 15 лет радикально изменил публичную сферу.

Социальные сети и мессенджеры разрывают последние ткани, прикрывавшие не только частное пространство человека, но и его психологические качества. Строго говоря, публичная и частная сферы сегодня уже не являются теми феноменами, которые описывал Ю. Хабермас. Правильно говорить, скорее, о единой частнопубличной сфере. Применим и адекватен также термин «коммунитарная сфера», отражающий формирование на планете единого «цифрового братства» с высоким уровнем персональной открытости и связности людей. Органичным свойством коммунитарной сферы также является давление на личность ее интернет-окружения и сервисов, действующих в интересах либо бизнеса, либо политиков.

Отличительной особенностью коммунитарной сферы является ее функционирование по правилам безмасштабных социальных сетей (модель Барабаши-Альберт), а не статусных иерархий, свойственных публичной сфере «доцифровой эпохи». Эвристическая ценность концепции «коммунитарной сферы» заключается в том, что она позволяет объективно объяснить важнейшие феномены современной публичной коммуникации, такие как вирусное распространение новостей, «постправда», появление новых лидеров мнений и новых медиа, которые отбирают аудиторию у традиционных СМИ (ТВ, радио, газеты).

Эпидемическое распространение новостей объясняется тем, что тесно связанные между собой узлы сетей очень быстро передают важную для них информацию, т. е. чем сплоченнее аудитория, тем быстрее в ней распространяется информация. Феномен «постправды» (post-truth), когда эмоции и личные убеждения стали «важнее» объективных фактов, обусловлен тем, что социальные сети способны создавать когнитивную среду, мобилизующую пользователей на решительные действия, например протестные выступления, благодаря накоплению эмоционального заряда, как это происходит с аккумуляторной батареей, т. е. эмоциональное сообщение гораздо влиятельнее и резонанснее «объективной» новости. Новые лидеры мнений и новые медиа появляются благодаря правилу роста безмасштабных сетей. Такие сети не имеют естественных ограничений для роста, а появление нового узла в сети равновероятно, т. е. может произойти случайно.

В свою очередь, превращение нового узла сети в лидера мнений в «коммунитарной» сфере подчиняется правилу предпочтительного присоединения в сетях, согласно которому присоединение нового узла к уже существующему пропорционально количеству его связей. Лидер мнения – это, как правило, человек хорошо известный в сплоченной аудитории, которая быстро присоединяется к нему и распространяет его публикации, а через них к нему присоединяются и люди, первоначально не знавшие его.

Появление влиятельных новых медиа связано как с правилом предпочтительного присоединения, так и с функционированием новых цифровых платформ (YouTube, Facebook, Twitter и т. д.), технологии которых поощряют «смотрение» контента, созданного по правилам «коммунитарной сферы». Если формулировать эти правила максимально коротко, то они должны отвечать следующим требованиям: контент должен быть опубликован лидером мнений, вокруг которого сложилась сплоченная аудитория, контент должен быть эмоциональным и удобным для распространения на популярной платформе.

Литература Хабермас Ю. Структурное изменение публичной сферы. М.: Весь мир, 2016. С. 223.

Максим Васильевич Котляров


Комментировать


три − 2 =

Яндекс.Метрика