С поднебесной заставы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


С поднебесной заставы

"Как же он устал!"

«Как же он устал!»

Он давно мечтал, что станет пограничником. О романтике и боевом братстве «зеленопогонников» был наслышан от друга детства Сереги Соловьева, который несколькими годами ранее служил на границе с Китаем.

Родом Александр из деревни Телец, что под самым боком у древнего града-воина Трубчевска. Отец, Владимир Яковлевич, работал шофером в совхозе, мама, Галина Михайловна, трудилась на заводе «Нерусса» со дня его открытия. Дедушку, Якова Григорьевича, в сорок третьем ранило под Сталинградом. Его наградили орденом Красной Звезды. Александр с детства влюбился в легкую атлетику, даже заработал первый разряд по бегу.

После школы окончил Трубчевское педучилище, отделение физической культуры, и поступил в БГУ, на отделение, где готовят учителей физкультуры. Тогда в армию брали со студенческой скамьи, и в военкомате офицер усмехнулся: «Ты спортсмен, вот и будешь по горам с собакой бегать».

Окончив школу сержантского состава погранвойск в Алма-Ате, три месяца служил в Киргизии. В августе 1986-го после проводов под духовой оркестр вертолетами перебросили в город Ош, а затем колонной через горные перевалы – в таджикский поселок Ленгар. Оттуда и направились в Афган.

– Служил вместе с Сергеем из Трубчевского района, но он весеннего призыва, а я осеннего… Уже на «гражданке» Сережа погиб в автокатастрофе. В Афгане уцелел, а тут…

Находилась наша застава в провинции Бадахшан на точке Бандар – пост на высоте 3500 метров над уровнем моря. Спустя годы, говорили, что там в пещерах скрывался сам Бен Ладен… Не знаю. Не видел.

Мы были молодыми и здоровыми, акклиматизировались быстро. Перекрывали пути караванов из Пакистана. В темноте, если через приборы ночного видения замечали движение на горных тропах, открывали огонь из «Васильков» – автоматических минометов.

Одна из главных задач – сопровождать колонны с грузами для наших войск. О том, что произошло в конце сентября 1987 года, разве забудешь?

– В день приказа о дембеле была дана команда: «Застава, в ружье!». Поступило сообщение, что в нашу сторону движется более тысячи «духов», готовится нападение на заставу, которая была для банд как кость в горле. А нас было чуть за сотню человек…

Мы готовились к бою, который мог стать для нас последним. Но до заставы эта лавина не дошла: на ее пути встала крепость, много лет назад построенная англичанами. В ней стоял гарнизон Афганской народной армии. Несколько раз душманы штурмовали крепость и удалось захватить ее. Убили всех командиров, а солдаты, кому не удалось убежать, перешли на сторону врага. И все же «духи» не рискнули атаковать заставу…

Хотя к нам подошло подкрепление, с этого дня и по ноябрь на жуткой холодине из окопов не вылезали: ждали, что душманы все-таки нападут.

Демобилизовавшись, Александр доучился в институте, поработал инструктором по спорту на заводе «Нерусса». Знакомый сотрудник райотдела милиции Александр Толочко посоветовал пойти на работу к ним. Начинал участковым в северной части Трубчевска. Работал заместителем начальника отделения по кадрам. Ныне подполковник Резутин – зам. начальника межмуниципального отдела МВД России «Трубчевский».

У них с Ниной Алексеевной три дочери – Юля, Марина и Ксения. …А если, как говорится, остановиться и оглянуться на ту войну… Что прежде всего сказал бы он, познавший ее не по кино и книгам?

– Как бы кто-то сейчас ни оценивал негативно то, что происходило там, убежден: многие простые жители по-доброму вспоминают строителей, инженеров, преподавателей из СССР, которые помогали бедным афганцам налаживать нормальную жизнь. Не мы начинали боевые действия. Афганцев подстрекали политиканы Запада и свои, снабжая противников
молодой республики новейшим оружием, обучая душманов в специальных лагерях…

И еще. Сужу не только по себе, мы знали, что такое чувство долга. Нас послали охранять южные рубежи Родины. И мы, пограничники, делали это, даже рискуя жизнью.

Юрий СЕРГЕЕВ о  Резутине Александре Владимировиче


Комментировать


5 × три =

Яндекс.Метрика