Технологии применения роботов-рекрутеров при массовом подборе персонала | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Технологии применения роботов-рекрутеров при массовом подборе персонала

1

Аннотация. Целью исследования является анализ возможностей применения искусственного интеллекта в массовом подборе персонала для крупных торговых компаний. Результаты анализа показали, что автоматизация функций процесса подбора персонала с использованием сервисов и программ успешно применяется как на отечественном, так и зарубежных рынках. При этом внедрение искусственного интеллекта не повлечет массовых увольнений рекрутеров. Ключевые слова: подбор, робот, программа, персонал, организация.

В современной индустрии управления персоналом одной из
ключевых задач является искусство подбора. От точности и скорости
закрытия вакансий напрямую зависит эффективность
функционирования компаний и бизнеса в целом.
Внедрение искусственного интеллекта в трудовую сферу
деятельности сегодня можно наблюдать во многих развитых как
отечественных, так и зарубежных компаниях. Разработаны специаль-
ные программы, для кадровых агентств, помогающие автоматизировать
рутинные операции специалистов по подбору персонала.
Проблема массового подбора персонала является особенно
актуальной для крупных торговых компаний с высокой текучестью
сотрудников. Поиск кандидатов на открытые вакансии представляет
собой продолжительную по времени и трудоемкую функцию.

Для ее выполнения рекрутеру приходится переговорить с более чем сотней
кандидатов в течение одного дня. И нельзя гарантировать, что будет
получен положительный результат. Как правило, из ста звонков лишь
около пятнадцати–двадцати человек отвечают, что их заинтересовала
предложенная вакансия. Из двадцати человек в лучшем случае
пятерых кандидатов удается пригласить на интервью. Достойно
пройдут собеседование один или два кандидата. Далее эти
кандидатуры должна одобрить службы безопасности. И только в этом
случае рекрутер получит положительный результат. Как видно,
процесс подбора персонала может растянуться по времени и включает
в себя однотипные действия специалистов по найму. Для подбора
специалистов рекрутеры применяют тесты, кейсы, различные игры, но
в конечном результате все равно продолжают ошибаться на 30-40%
при выборе кандидатов на вакантные должности.

Ключевым вопросом в деятельности рекрутеров является время
закрытия вакансии. Нередко возникают ситуации, когда надо очень
быстро подобрать группу менеджеров по продажам для сети
магазинов. Причем торговые точки могут быть разбросаны по Москве,
московской области или в целом по России. Если быстро не набрать
персонал, компании теряют прибыль. Потери выражаются не только в
непроданной продукции. Страдает как работающий «перегруженный»
персонала, так и в целом репутация компании
Если провести анализ содержания ежедневных функций
рекрутера, можно сделать вывод, что его работа сводится к
выполнению достаточно однотипныхзадач. Основная функция
включает анализ анкет и резюме, далее обзвон максимально
подходящих кандидатур. В течение дня рекрутер обзванивает
кандидатов и проводит с ними телефонное интервью со стандартным
набором типовых вопросов. То есть по сути это набор одних и тех же
задач, не требующих креатива, нестандартного мышления или каких-
либо нововведений в кадровой работе. То есть идеальный набор
действий для автоматизированной кадровой программы. Важно не
только переговорить с кандидатом, но и сохранить полученную
информацию для последующих открытых вакансий. Нужна база
данных с историей людей, ищущих работу сегодня.

Для решения поставленных задач применяются современные программы для рекрутинга. Рассмотрим некоторые из наиболее популярных. Сервис Friend Work Recruiter. Используется в крупных рекрутинговых агентствах. Также удобен в применении для компаний, которые сталкиваются с проблемой регулярного набора персонала. К достоинствам сервиса относятся возможности создания собственной базы данных резюме, а также сохранение историй по каждому человеку в единой базе. Очень важно, что данный сервис позволяет быстро подбирать в собственной базе максимально подходящих кандидатов по ключевым критериям.

Например, по должности, по уровню образования, по опыту работы. Как и многие другие программы, сервис Friend Work Recruiter отслеживает кандидатов на работных сайтах, таких как HeadHunter и Superjob, а также в социальных сетях. Полученная информация заносится в единую базу данных. Популярный в кадровых агентствах сервис Skillaz создает перечень типовых вопросов и пересылает его соискателям. Преимуществам сервиса является возможность записи видеоинтервью. Программа предлагает пройти кандидату в удобное для него время видеоинтервью и записывает полученную информацию. Далее рекрутер по мере возможностей просматривает в спокойной обстановке полученную запись и делает соответствующий анализ. Дополнительной функцией сервиса является онлайн-тестирование. Компания Мегафон использует при подборе персонала сервис Skillaz и отзывается положительно о его работе и возможностях применения.

Удобной онлайн программой для найма персонала является Хантфлоу. Программа представляет собой в строенного почтового клиента для переписки с претендентами. Применение Хантфлоу позволяет распознавать резюме из pdf, doc и rtf. Программа находит резюме на работных сайтах и сохраняетего в собственной базе данных. Преимуществом Хантфлоу является возможность выявления дубликатов резюме. Предусмотрено мобильное приложение к программе. Cleverstaff – является относительно новым сервисом для подбора персонала. Как и в описанных выше программах предусмотрена возможность формирования единой базы данных резюме. Сервис умеет анализировать информацию с сайтов поиска работы. Важным отличием Cleverstaff является его способность анализировать резюме, приходящие на почту. Специально для анализа «почтовых» резюме в программу встроен парсер-резюме.

Предназначение парсер-резюме в том, что он автоматически преобразовывает вордовский файл резюме в стандартную карточку претендента, что очень удобно для быстрого просмотра резюме в дальнейшем. Преимуществом умного сервиса является его способность выстраивать рейтинги по кандидатам. То есть выделять первую десятку лучших соискателей по тем или иным критериям. Предусмотрены серверная и облачная версии. Сервис Hrscanner. Сервис оценивает кандидатов с помощью тестирования. Разработан удобный в использовании комплект онлайн- тестов. По результатам тестирования сервис отсеивает неподходящих

соискателей. Преимуществом сервиса является комплект специализированных тестов для выявления и оценки уровня работоспособности, а также определения «положительных» или «отрицательных» специфических личностных качеств кандидата. Разработан вариант тестов для подбора кандидатов на должность специалиста по продажам. К достоинствам Hrscanner относится возможность проведения видеоинтервью. E-Staff Рекрутер. Представляет собой программное обеспечение и облачные сервисы. Применяется как в рекрутинговых агентствах, так и в подразделениях по подбору персонала крупных компаний. К достоинствам относятся возможности автоматизации ежедневных действий рекрутера. Таких как автоматический сбор согласий на обработку персональных данных, детализированный импорт резюме с работных сайтов. Применяется в информационных системах по комплексной системе обучения и оценки персонала. Сервис Experium.

Возможности сервиса позволяют создавать автоматически «Карточки кандидата» из резюме, размещать объявления о вакансиях на сайтах о работе, обрабатывает отклики, отправляет кандидатам и электронные письма и SMS. Работает с социальными сетями. Сервис для автоматизации подбора персонала Персия. Предусматривает единую базу и историю кандидатов, календарь собеседований. К достоинствам данного сервиса можно отнести командный рекрутинг, статистику, безопасность и конфиденциаль- ность. Asper – SaaS-система, автоматизирующая поиск и подбор персонала для организаций любой сферы деятельности. Достоинства: обработка заявок на подбор кандидатов, размещение вакансий на сайтах и обработка резюме. Платформа для IT-рекрутеров с искусственным интеллектом TalentScan. Платформа предназначена для поиска и взаимодействия IT-рекрутеров и соискателей.

Достоинства: минимизация времени закрытия вакансии и повышения эффективности совместной работы. Современная версия Talentscan 2018 г. совмещает в себе профили кандидатов со всех популярных источников. К общим достоинствам вышеперечисленных программных продуктов можно отнести повышение эффективности работы специалиста по подбору за счет автоматизации поиска и подбора персонала: создание и поддержание актуальной база данных вакансий и кандидатов, возможности видеоинтервью в удобное для всех время. Использование искусственного интеллекта позволяет преобразовывать информацию из резюме в стандартные карточки, удобные для дальнейшей обработки. С помощью программ рекрутер способен быстро находить нужного кандидата по любым параметрам. Программы могут выявлять и автоматически удалять дубликаты резюме, что экономит время и силы специалистов. Важен и удобен в работе автоматически выстроенный рейтинг лучших кандидатов. Все вышеописанные сервисы очень сильно снижают трудоемкость процесса подбора персонала, однако известно, что задача рекрутера

заключается не только в сборе и обработке полученной информации. Важной составляющей является непосредственно сам процесс общения, а именно телефонный разговор. Зачастую от интонации и настроения позвонившего зависит конечный (успешный или не очень) результат. Специалист после шестидесятого звонка в день физически не способен на эмоционально обогащенную речь. То есть получается, что возможно автоматизировать функции отбора кандидатов с помощью искусственного интеллекта. А возможно ли добавить машине-роботу приятный голос, не меняющий положительной интонации от настроения и содержания беседы?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим опыт работы российской компании Stafory. Разработчики компании спроектировали и создали виртуального робота-рекрутера. Было принято решение, что робот будет девушкой с именем Верой. Робот Вера способна моментально обработать сотни резюме в соответствии с требованиями заказчика. Она автоматически генерирует для кандидата интернет-страничку с описанием компании и вакансии и отправляет письмо-приглашение на собеседование. Отслеживает, когда кандидат заходит на страничку. В этом случае робот Вера предлагает пройти собеседование. Если получено согласие от кандидата, Вера звонит ему, представляется и проводит собеседование. Возможности робота-рекрутера не ограничены. Вера не способна капризничать или уставать. Ее голос не зависит от эмоций и настроения собеседника. Вера в течение дня способна обзвонить сорок тысяч кандидатов и закрыть до ста вакансий! По оценкам ManpowerGroup, один специалист по подбору персонала способен закрыть сорок вакансий начального уровня в месяц; следовательно, для тысячи вакансий в месяц потребуется двадцать пять рекрутеров. Система искусственного интеллекта рассматривает демографические данные, результаты и предыдущий опыт работы, анализирует данные интервью с кандидатами, а затем дает заключение, насколько хорошо соискатели будут выполнять свою работу. Робот Вера в десять раз быстрее, чем человек, способна предварительно просмотреть резюме и совершить начальный звонок. Разработчики Веры внесли в программу ответную реакцию даже на определенный набор слов.

Речь идет о лексиконе, с которым неизбежно сталкиваются специалисты по найму среди кандидатов на должности разнорабочих. Неприятную для человека ситуацию наша Вера переводит скорее в шутку, отвечая «отлично» и «хорошо» на неприятную терминологию. В создание робота-рекрутера использовались современные технологии, такие как распознавание и синтез речи. В самом начале беседы Вера здоровается, называет свое имя и сообщает, что она робот. Имитация человеческого голоса может по разному быть воспринята собеседником. Разработчик программы считают важным вначале беседы сразу уведомить кандидата, что с ним будет общаться не человек, а робот. Одним из первых опасений проекта было ожидание неприятия общения с роботом. Однако, вопреки страхам, большинство проинтервьюированных собеседников положительно отнеслись к общению с роботом. Не просто положительно, а даже с некоторым интересом.

Мы привыкли в повседневной жизни слушать подсказки навигатора. Слова «Окей, Гугл» привычны даже дошколятам. Таким образом, персональные помощники прочно вошли в повседневную жизнь. Робота Веру многие воспринимают как умного персонального помощника. Так же, как голосовые ассистенты Siri (Apple) или Алексы (Amazon), используемое роботом Верой приложение обрабатывает естественную речь для формулировки ответов на вопросы соискателей. Конечно, встречаются такие кандидаты, которые не желают общаться с роботом и в первую минуту разговора бросают трубку. Но таких кандидатов очень мало. Важным достоинством робота-рекрутера является объективная оценка соискателей. Автоматизированный процесс обработки данных позволяет Вере быстро сделать вывод, кто из кандидатов чего заслуживает. В отличие от людей, Вера полагается не на интуицию или первое впечатление от общения с кандидатом. Программа бесприст- растно сравнивает ответ с поставленными заказчиком критериями.

Впервые на российском рынке в 2017 г. робота-рекрутера на базе искусственного интеллекта согласилась внедрить в работу компания МТС. После первых сообщений в СМИ резко возрос интерес к роботу рекрутеры. После пробных тестов Веры компании стали сами обращаться в Stafory с просьбой о сотрудничестве. В том же 2017 г. весной в «М.Видео» было принято решение использовать в подборе персонала робота Веру. Её задачей стал отбор резюме для первичного интервью по ключевым словам, географии, возрасту, опыту и должности. «Ростелеком» заключил контракт почти на 4,5 млн. руб. с разработчиком Веры Stafory. Когда компании PepsiCo в краткие сроки понадобились двести специалистов по продажам в Воронеже, робот Вера успешно закрыла десять процентов вакансий. Персонал «Почта банк» насчитывает несколько тысяч человек. Проблема текучести и соответственно подбора нового персонала для выполнения функций стоит остро. В 2018 г. было принято решение использовать автоматизированные системы подбора массового персонала через тестирование. В результате применения искусствен- ного интеллекта численность специалистов по персоналу в банке осталась прежней, но при этом большинство времени рекрутеры уделяют общение с кандидатами. Процесс поиска соискателей стал автоматизирован. Веру успешно применяют при подборе персонала в «Альфа- банке» и X5 RetailGroup. На сегодняшний день более 300 компаний в России пользуются роботом-рекрутером. Идею применения робота- рекрутера поддерживают такие компании, как TEVA, Райффайзен, O’STIN. Сегодня в России у Stafory около 70 крупных клиентов и 80 предприятий малого и среднего бизнеса. Роботу Вере из Stafory быстрыми темпами удалось завоевать российский рынок. Но на этом разработчики не остановились. Робот на базе искусственного интеллекта вышел и на мировой уровень HR-рынка.

В 2018 г. был заключен контракт с Арабскими Эмиратами на закрытие двадцати восьми тысяч вакансий! Выйти с разработкой компании Stafory на рынок США в 2017 г. помогла компания «Техмафия». Это крупный бизнес-акселератора ФРИИ, нацеленный на поддержку стартапов и их продвижение на мировом рынке. Рынок США отличается от российского и европейского рынков. Во-первых, население страны характеризуется моноязычностью. Бизнес процессы реализуются в высоко конкурентной среде. В сфере управления персоналом функционирует единое трудовое законодательство. В стоимость персонала помимо заработной платы входят сопутствующие зарплате льготы иналоги. По сравнению с российским рынком, стоимость закрытия фкансии и оплата услуг рекрутера в США гораздо дороже. Опасения при внедрении робота-рекрутера были точно такие же, как и в России.

В первую очередь, стоял вопрос реакции кандидатов на общение с роботом. Однако американские соискатели, так же как и российские, восприняли общение с роботом как с интеллектуальным помощником вполне доброжелательно. Сыграла роль и то, что с технологической точки зрения процесс распознавания и синтеза речи на английском более развит, чем на русском, и сами технологии более доступны. Работу, которую может выполнить Вера, сегодня в современной HR-индустрии США исполняют сотрудники с достаточно высокой заработной платой, что является дорогим показателем для бизнеса. Это и прямые затраты в виде заработной платы, и стоимость услуг рекрутинговых компаний. К косвенным затратам можно отнести недополученную прибыль компаний, что в совокупности влияет на процессы роста бизнеса. Как результат отсутствия роста — падают рейтинги. Внимание покупателей и бизнес-партнеров переключаются на другие организации, что является серьезным конкурентным упущением, так как компания теряет деньги не только сегодня, но и в будущих периодах функционирования.

Возникает закономерный вопрос — внедрение искусственного интеллекта может спровоцировать рост безработицы среди рекрутеров? Повлечет ли применение робототехники замену роли человека машиной в такой сложной задаче, как поиск и подбор персонала? Однозначно нет. Главной функцией робота-рекрутера является поиск и анализ базы данных резюме. А также проведение типовых первичных собеседований в большом объеме. Программа умеет анализировать резюме и результаты собеседований, по результату отобрать наиболее подходящих кандидатов. То есть проделать всю рутинную работу рекрутера, а для специалистов по управлению персоналом оставить более сложные профессиональные задачи, такие как выявление потенциала сотрудника, его оценка и развитие ключевых навыков.

Литература 1. Болотова А.С. Системы искусственного интеллекта: модели и технологии, основанные на знаниях. — Финансы и статистика, 2012. — 664 с. 2. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Экономика управления персоналом: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 427 с. 3. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. — Вильямс, 2018, — 1408 с. 4. Флах П. Машинное обучение: Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных: учебник. — ДМК Пресс, 2015. — 400 с.

Т.В. Сувалова


Комментировать


+ два = 7

Яндекс.Метрика